Воскресенье с Александром Лежавой: «К вопросу о мерах»

золото

На прошедшей неделе мне довелось прочитать статью Стива Сэвилла (Steve Saville) (https://tsi-blog.com/) – см на русском на Goldenfront здесь, в которой автор давал свою оценку ситуации на рынке золота. В качестве меры, с помощью которой он определяет наличие или отсутствие «бычьего» рынка, используется соотношение цены золота к стоимости американского биржевого индекса S&P500. На текущий момент оно находится ниже своей 200-дневной скользящей средней и пока так и не может пробить ее вверх. Поэтому автором статьи делается вполне логичный, с этой точки зрения и приведенных там графиков, вывод о том, что «бычий» рынок золота пока еще не начался.

Мы не будем здесь обсуждать вопрос о наличии или отсутствии на текущий момент «бычьего» рынка золота, а поговорим исключительно о мерах и подходах к ним.

Севилл совершенно прав, когда пишет о том, что выбор меры, с помощью которой определяется наличие или отсутствие «бычьего» рынка для того или иного актива, носит критически важный характер. Дальнейшие его рассуждения на эту тему также в принципе верны. Однако, как представляется, есть один фундаментально важный момент, на который он не обратил внимание, но который необходимо учитывать в своих выводах.

Попробуем разобраться, что в этом рассуждении может оказаться не совсем так. Если с граммом или унцией золота все вполне ясно, он неизменны и со временем меняется только их цена, то с индексом S&P500, несмотря на всю его важность для мировых рынков, все далеко не так однозначно.

Данный индекс был впервые рассчитан в марте 1957 года, и в него входили 425 промышленных, 15 железнодорожных и 60 коммунальных компаний. С тех пор произошло много изменений и в настоящее время наибольший вес в индексе имеют сектора информационных технологий (26%), здравоохранения (14,1%) и финансов (13,8%). Кстати, и количество компаний, присутствующих в индексе, также жестко не ограничивается числом 500. Их может быть и 497 или как в настоящее время 505.


Структура индекса постоянно меняется. В 2016 году в нем сменилось 29 компаний, в 2017 – 27. За период с 01.01.1963 по 31.12.2017 на место 1259 входивших в него компонентов пришли акции совершенно иных компаний. В среднем за прошедшие 51 год ежегодно на место старых участников приходили 23 новых компании. Индекс ежегодно обновлялся почти на 5%. Иными словами, индекс S&P500 2019 года и тот же индекс, например, 2014 года – это уже два совершенно разных индекса.

В подобных обстоятельствах, когда числитель в соотношении фиксирован, а знаменатель постоянно меняется и неизменно в нем только его название, возникает вполне логичный вопрос, насколько используемое Севиллом соотношение вообще можно использовать в качестве меры чего-либо. По моему скромному мнению, это примерно то же самое, что сравнивать горячее с соленым.

Стоит вновь отметить, что вопрос о мере чего-либо действительно чрезвычайно важен, но принимать в качестве компонента такой меры некий переменный и постоянно изменяющийся параметр представляется не вполне корректным, что ставит под сомнение и всю предложенную Севиллом концепцию.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.