Воскресенье с Александром Лежавой: «Как не стать миллионером»

дистанционное обучение

«У меня сегодня на ужин будет старый друг.» (Ганнибал Лектер, фильм «Молчание ягнят»)

На днях мой приятель долго сетовал на то, что его сын студент за весну 2020 года институт видел только с экрана компьютера, а плата за обучение его недоросля заметно выросла. При этом он учится в одном из ведущих российских ВУЗов. В то же время зарплата его родителя сократилась на 20%. К тому же у него хватает и так всяких долгов. Этот крик души натолкнул меня на мысль посмотреть на эту тему с позиции экономиста.

Итак, что такое удаленка или, если корректнее, дистанционное образование на пальцах? По сути учителя или преподавателя в институте учащемуся показывают по телевизору. Экран современного телевизора по большому счету ничем от экрана компьютера не отличается. Однако между классическим очным обучением и дистанционным есть маленькая, но очень весомая разница.

Какому количеству учащихся или студентов преподаватель может одновременно излагать материал? При очном обучении в школе от силы 40 – 45. В институте или университете – человек 200. И все. А при дистанционном обучении число таких слушателей, внимающих преподавателю с экрана, практически не ограничено. Это могут быть, например, все школьники 7 класса, которым преподают русский язык, или студенты, изучающие начертательную геометрию. Или любой другой предмет.

Возникает ситуация, когда в предельном случае нужен всего один преподаватель по какому-то конкретному предмету. Да и он, по большому счету, если речь идет о классических дисциплинах, нужен только один раз – записать учебный курс. После этого учащиеся дистанционно получают контрольные задания, выполняют их, а проверка и отметки за сданные ими работы также выставляет машина, что технически вполне осуществимо на современном уровне.

Государство или университет получают прекрасную возможность сэкономить на учебных помещениях, заработной плате преподавателям и прочем, существенно сокращая таким образом свои издержки и социальные обязательства перед обществом. При этом все дети получают один и тот же уровень преподавания всех предметов вне зависимости в каком месте нашей необъятной Родины они находятся. Нет каких-то отдельных школ. Школа становится одной и единственной для всех.

В полной мере это относится и к высшей школе. Масса преподавателей и институтов автоматически становятся не нужны, поскольку обучение по конкретной дисциплине осуществляется из единого центра и по одной методике для всех студентов, изучающих какой-то конкретный курс. Уже сейчас есть единый государственный экзамен –  ЕГЭ.

Вместо огромного разнообразия разношерстных учебных заведений остаются одна средняя школа и один, скажем, Московский университет как вершина всего высшего образования в стране. У него могут добавиться какие-то факультеты и дисциплины, но ведь слияния и поглощения – это характерная черта для всех коммерческих предприятий.

Однако в этом процессе есть еще один момент, который может быть интересен всем учащимся и их родителям. Получение образования в современных условиях вряд ли можно назвать бесплатным. В учебных заведениях есть какое-то количество формально бесплатных бюджетных мест, но их количество сравнительно невелико и попасть на них крайне сложно. Поэтому большинству желающих получить то же высшее образование приходится за это платить. В среднем очная учеба в московских ВУЗах стоит от 200 до 500 тысяч рублей в год, а учиться нужно от четырех до шести лет.

Так выпускник 2020-го года одного из ведущих российских ВУЗов по направлению «Ядерная физика» смог найти работу по своему профилю лишь на полставки от минимальной оплаты труда или примерно 6500 рублей в месяц. В то же время владелец компании, занимающейся уборкой помещений, не может найти уборщика с зарплатой в 45 тысяч рублей. Ну, и кто, скажите, после этого более ценен в современной России?

Мигрант без образования не готов работать за 45 тыс. руб., тогда как человек, потративший на обучение несколько лет и 1,25 – 1,5 миллиона рублей, не может найти себе работу по своему профилю даже за минимальную оплату труда, не говоря уж о достойной оплате. При той зарплате, которую предложили выпускнику, ему потребуется лет 15 – 20, чтобы отбить потраченные на учебу деньги. При этом он не потратит ни копейки на еду или что-либо еще.


Но вернемся к нашему учебному процессу. Учеба учебе рознь. Одно дело, когда учащийся ходит на лекции и семинары в тот или иной ВУЗ, где лекции ему читает профессор Преображенский, и несколько иное, когда те же самые лекции ему читает по телевизору доктор Лектер. По моему мнению, это уже не столько очное обучение, сколько заочное, пусть оно даже называется иначе – дистанционным. В этом случае возникает совершенно логичный вопрос: с какой стати ВУЗы назначают такие цены и взимают такую плату за фактически заочное обучение подрастающего поколения? За свое звучное имя? Или за то, чтобы ректоры и/или владельцы этих нынешних коммерческих предприятий по подготовке специалистов с высшим образованием себя хорошо чувствовали в то время, когда экономика страны уверенно деградирует?

Для лучшего понимания, насколько отличаются затраты на учебу при очном, заочном и очно-заочном обучении, достаточно привести цифры на примере буквально пары высших учебных заведений – МГУ и Финансового университета. В первом случае за очную учебу придется заплатить 390 тыс.руб., а за очно-заочную – 246 тыс.руб.. В случае с Финансовым университетом, где имеются все три формы обучения, очная обойдется в 350 тыс. руб, очно-заочная – 160 тыс. руб., а заочная – всего в 80 тыс. руб. Проще говоря, дистанционная форма обучения примерно в 2 – 4 раза дешевле очной. 

По мнению автора, у учащихся есть все основания потребовать снижение платы за весь период обучения, когда им приходилось в связи с «эпидемией» короновируса учиться дистанционно, до величины, которую те же самые учебные заведения взимают с тех, кто учится заочно. Хотя даже такая плата за обучение, наверное, будет чрезмерной.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 5

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Dr.Pruck 05.09.2020 в 08:55
Накладно, но ладно. Кстати, между сложившимся состоянием мировой экономики и текущими тарифами высшего образования какой либо взаимосвязи нет в принципе. Что знаю точно не стану вводить в заблуждение читателей. Заезжал Вечером на дачу, навстречу из деревни автобус - Дети. Т. е. школьный автобус а в нем школьница! В школьном автобусе Дети одна школьница. Как хорошо что я не экономист. Подумал я.
terlecky 06.09.2020 в 01:55
1)Ну, как бе предполагается, что перподаватель должен не только лекции читать, но и на вопросы скубентов отвечать, иначе вузы вымерли бы еще с изобретением книгопечатания. 2) Ну если, государство российское учило меня (лицо с украинским гражданством) на бюджете , то кто ему доктор ??Ну и вам кто доктор,господа студенты на платном отделении ???
Dr.Pruck 06.09.2020 в 04:56
Например, цитата: ...у учащегося есть все основания потребовать снижение платы за весь период обучения...Известно мне факты когда поставленные местные царьки дабы скрыть свои изъяны в знаниях вмешались в госпрограмму формирования функционального образования. Ржу не могу (LOL) над "примером"
Dr.Pruck 06.09.2020 в 05:30
Прочитал пазл коллеги по цеху...вспомнил историю про вукра-клоуна, вусатаго и двести заблудившихся спартанцев...
OZK 08.09.2020 в 12:20
Дистанционкуинужно убирать накуй. Никакое это не образование. Хирурга научите дистанционно...