Воскресенье с Александром Лежавой: «Косвенные улики, демаскирующие признаки»
- дата: 9 августа 2020 (источник от 4 августа 2020)
На прошлой неделе мы затронули тему возможной деноминации американской валюты. Затем бегло коснулись такого необычного факта как требование Монетного двора США к своим первичным дилерам предоставлять ему 10- и 90-дневные прогнозы по объемам спроса на монеты из драгоценных металлов. Такого раньше никогда не было, и подобное решение естественным образом заставило посмотреть на него более внимательно, поскольку они могут быть связаны самым тесным образом.
Сначала немного истории. Монеты из драгоценных металлов – золота, серебра и платины - американцы в последнее время чеканят главным образом на своем предприятии в Сан-Франциско. Его мощностей вполне хватало для удовлетворения спроса. У них есть еще несколько предприятий в других городах США, занимающихся чеканкой монет, но это в основном монеты из медно-никелевых сплавов, которые используются в повседневном обращении.
Когда спрос на монеты из драгоценных металлов превышал предложение (причины тому в разные периоды были разными – нехватка сырья или резкие скачки спроса), монетный двор раньше просто приостанавливал отгрузку готовой продукции и/или прием заказов. Когда эти проблемы решались, он вновь возобновлял свою работу в обычном режиме. Такое было не раз на протяжении последних лет, и участники рынка к этому уже, можно сказать, привыкли.
Теперь же монетный двор, сославшись на эпидемию коронавируса и заявив, что теперь на предприятии работает лишь часть сотрудников, ввел эти 10- и 90-дневные прогнозы. И все ради декларируемой благой цели - обеспечить ритмичность поставок монет контрагентам. Раньше это его и его руководство никогда не волновало, и вдруг нежданно-негаданно они озаботились этой проблемой. Естественно возникают вопросы: с чего бы это и почему именно сейчас?
Представляется, что ответ может быть напрямую связан с возможной планируемой деноминацией американской валюты, о которой мы говорили ранее. Для обеспечения нормального денежного обращения требуется увеличить выпуск пока еще не столь ценной металлической мелочи. Для этого необходимо нарастить объемы ее производства, и это можно сделать за счет станков, находящихся на заводе в Сан-Франциско, временно переналадив их с выпуска золотых или серебряных монет на обычные.
Однако в отличие от нескольких движений пальцами по клавишам компьютера, позволяющим создать безналичные суммы, это реальное производство и для того, чтобы выпускать вместо, например, золотых монет весом в четверть унции обычные десятицентовые монеты, необходимо поменять чеканы, питатели, подобрать корректное усилие давления на заготовку и выполнить массу дополнительной подготовительной работы, затем изготовить пробную партию и только затем запускать серию.
На всю эту переналадку оборудования как в одну, так и в другую сторону требуется время. И прогнозы участников рынка, чтобы корректно спланировать процессы переналадки и работы оборудования. Чтобы и любители золотых и серебряных монет не чувствовали себя особо ущемленными, и чтобы незаметно и без привлечения особого внимания решалась гораздо более серьезная широкомасштабная задача по обеспечению предстоящей деноминации.
Монетным двором в Сан-Франциско дело не ограничивается. Федеральная резервная система создала «целевую группу по монетам». Федеральный резервный банк Сан-Франциско провел анализ того, как рассчитываются американцы и выяснил, что почти половина (49%) расчетов на сумму до 10 долларов осуществляется наличными, а в объеме от 10 до 25 долларов на наличные приходится примерно 35% расчетов. Дальше идет разбивка по суммам от 25 до 50, от 50 до 100 и свыше 100, а объемы платежей наличными снижаются примерно до 10% в последнем случае.
Американские банкноты помимо самых мелких имеют следующую разбивку по номиналам - 10, 20, 50 и 100. Тогда почему разбивка объемов была до 10, от 10 до 24,99, от 25 до 49,99, от 50 до 99,99 и свыше 100? Не от 10 до 19,99, что было бы естественно, если бы речь шла прежде всего о банкнотах, а до 24,99? На этот специфический момент стоит обратить пристальное внимание.
Кто-то скажет, что, дескать, как хотят, так и считают. Может быть, так оно и есть, но, не исключено, что Федеральный резервный банк Сан-Франциско случайно сболтнул лишнего.
Достаточно вспомнить, что номиналы американских монет – 10, 25 и 50 центов. В этом случае, если американцы планируют и готовят деноминацию своей валюты, разбивка, приведенная Федеральным резервным банком Сан-Франциско, где используется значение 25, а не 20, выглядит вполне логично. В конце концов они всегда могут сказать: «Мы же вам говорили. Не наша проблема, если вы не обратили на это внимание.»
Вообще столь пристальное внимание американских властей и средств массовой пропаганды к металлической мелочи в условиях резкого роста инфляции не может не вызывать удивления. Так с конца 2019 года по 20.07.2020 увеличение денежной массы М2 в США, по данным американского Федерального резерва, составило без малого 20% (19,46%).
Если вспомнить недавнюю историю нашей страны, то в условиях резкого роста инфляции металлическая мелочь вообще исчезает из обращения, поскольку на нее ничего нельзя купить. Вместо нее используются гораздо более дешевые в изготовлении бумажки. Например, во время Первой мировой войны, когда в середине 1915 года в России начала заметно расти инфляция, металлическая мелочь также практически исчезла из обращения. Причина исчезновения тогда была другой. Серебро стало слишком ценным металлом, и в данном случае работал закон Грэшема. Плохие деньги вытеснили хорошие. Вместо них власти стали выпускать бумажные разменные марки, которые по мере роста денежной массы также постепенно исчезли из обращения.
В случае же с США выпускаемая ими металлическая мелочь никакой особой ценности не представляет, но ее чеканка существенно дороже печати обычных бумажек. Официальная версия, что, дескать, мелочь нужна населению для оплаты общественных стиральных машин и тому подобного, не выдерживает критики, поскольку замена приемника монет на приемник пластиковых карточек не представляет особой сложности, к тому же и затраты на эту операцию не столь велики.
Купить что-либо на сумму меньше 1 доллара в современных США практически невозможно. В начале года еще можно было купить дешевую поздравительную открытку или бижутерию, переводную картинку или наклейку, школьный пенал для карандашей или клей, маленький стаканчик кофе или газировки. Ради интереса открыв сегодня наугад страничку McDonald’s в Канзас-сити, можно увидеть, что дешевле 1,20 там ничего нет.
Поэтому тратить существенные ресурсы – материальные, технические, людские, пропагандистские, финансовые - на обоснование необходимости чеканки миллиардов штук монет и их изготовление, когда на них скоро ничего нельзя будет купить, выглядит совершенно нелогичным. Особенно когда речь идет о более чем прагматичных американцах.
Если же добавить к этому недавнее обещание президента США, что американцам предстоит золотой век, то наше сделанное ранее предположение о возможной грядущей деноминации американской валюты получает еще целый ряд дополнительных косвенных подтверждений.
Все ждут инфляцию, девальвацию, которые и так происходят на наших глазах, и говорят об этом и возможном крахе всего и вся, но практический опыт подсказывает, что зачастую в подобной обстановке случаются совершенно иные события, которые выглядят маловероятными и их мало кто ожидает. В данном случае деноминация может быть использована американскими властями, чтобы в очередной раз за счет других попробовать отсрочить окончательную катастрофу. Время покажет, как будут развиваться события.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.