Воскресенье с Александром Лежавой: «Крутой разворот»

Риксбанк

На страницах этого журнала было довольно много заметок, посвященных теме пластиковых карт и стремления центральных банков ликвидировать наличные и сделать все расчеты между всеми участниками рынка исключительно безналичными. Здесь не раз говорилось о тех рисках, которые несут подобные намерения и действия в этом направлении для общества и каждого отдельного человека.

Лидером в этом движении к тотальному электронному концлагерю, где каждый платеж каждого человека контролировался бы государством и центральным банком, была Швеция, неуклонно продвигавшая в жизнь эту идею. За пять лет с 2013 по 2017 год на сайте центрального банка Швеции было опубликовано более 1000 статей, посвященных безналичному обществу, а количество наличных в обращении сократилось на 35% с 88 до 57 миллиардов крон. Некоторые торговые точки и банки вообще отказались от операций с наличными.

И вот на этом фоне, когда все в едином порыве идут к безналичному обществу, Риксбанк – центральный банк Швеции – внезапно опубликовал документ, обязывающий все банки и финансовые учреждения осуществлять операции с наличными. Он стал первым банком, который принял конкретные меры для того, чтобы наличные как средство расчетов полностью не исчезли.

Решение центрального банка затрагивает не только интересы банков, но и разнообразных магазинов, предприятий общественного питания, заправок и прочих торговых точек, которые также будут обязаны принимать наличные.

Причиной такого резкого разворота стало резкое неудовольствие большей части общества перспективой полностью безналичного общества. Проведенный опрос людей в возрасте от 18 до 65 лет показал, что 68% опрошенных не хотят жить в таком мире. И одна из причин столь существенного изменения в настроениях шведов является чисто экономической. Если раньше население могло воспользоваться наличными, чтобы защитить себя от отрицательных процентных ставок по депозитам, то в безналичном обществе, о чем уже говорилось не раз, такое невозможно. Неудивительно, что шведы, прочувствовав в самой легкой форме всю прелесть такого будущего на своем самом чувствительном органе – кошельке, уже не захотели расставаться с наличными.

Аналогичные настроения начали проявляться во властных структурах не только в Швеции. Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Европейская комиссия также поумерили свой пыл в борьбе с наличными. ЕЦБ даже заявил, что полное отсутствие наличных несет в себе существенные риски для финансовой системы, а то и может повлечь катастрофические последствия в случае кибератак или сбоя в энергетической системе, тем самым лишь повторив то, о чем не раз говорилось на этих страницах.

С ЕЦБ вполне согласен и центральный банк Китая. Народный банк Китая заявил, что если предприятие не занимается исключительно электронной коммерцией, то оно также обязано принимать наличные. Также он предупредил участников рынка от чрезмерной рекламы безналичных расчетов.

Городские советы ряда городов, включая Вашингтон, приняли местные законы, запрещающие ресторанам и торговым точкам не принимать наличные или назначать другие цены в зависимости от того, как – наличными или безналичным способом - осуществляется платеж.

Центральный банк Канады также опубликовал документ, в котором говорится о различных рисках для общества, если страна полностью перейдет на безналичные расчеты. И это касается не только чисто экономических вопросов, но и вопросов безопасности.

Что касается России, то пока настроения центрального банка в плане того, чтобы загнать всех в безналичные расчеты, существенно не поменялись. Этому не стоит удивляться, поскольку его руководство в силу своего уровня вряд ли способно на самостоятельные идеи и обычно с задержкой в полгода или год плетется в хвосте у своих иностранных партнеров.


Однако обычные участники рынка в России начали понимать связанные с использованием пластика риски гораздо быстрее, чем руководство Банка России. Это связано как с ростом претензий к операциям с пластиком со стороны банков, так и новыми проблемами со стороны налоговых органов. То, что казалось таким простым и удобным в расчетах, на деле оказалось гораздо более рискованным мероприятием, чем, исходя из их уровня знаний, могли предположить пользователи пластика. Поэтому можно сказать, что в отличие от других стран повышение интереса к наличным и снижение привлекательности безналичных расчетов в России может происходить не столько сверху, сколько снизу.

И все эти события знаменуют собой крутой разворот от такого «удобного» пластика к таким «устаревшим» наличным. Однако не стоит питать особых иллюзий. Власти не собираются совсем отказываться от своей общей концепции – полностью безналичного общества. Это лишь временное отступление, затишье, чтобы общество несколько успокоилось и привыкло к этой мысли. Исходя из исторического опыта, новая попытка продвижения таких отвергнутых изначально идей ранее обычно предпринималась лет через пятьдесят. С учетом гораздо более высоких темпов развития общества в наши дни, можно предположить, что новая попытка воплотить в жизнь эту идею будет предпринята властями лет через 10 – 15.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.