Воскресенье с Александром Лежавой: «Месяц биржевых крахов»
- дата: 18 октября 2015 (источник от 13 октября 2015)
Первая половина октября на американском фондовом рынке была вполне позитивной. Индекс Dow Jones после резкого падения в конце августа и фактически болтанки на одном уровне в сентябре в октябре продемонстрировал семипроцентный рост с 16000 до 17130 пунктов. Схожим образом вели себя и другие ведущие индексы S&P500 и Nasdaq. Все выглядит вполне хорошо, и многие комментаторы уже охарактеризовали августовское падение индексов как «здоровую коррекцию», после которой началась новая волна роста. Так ли это на самом деле? Вряд ли.
Пока поведение рынков и отражающие их графики демонстрируют классический отскок после первой резкой фазы падения фондовых рынков. За таким отскоком обычно следует новый, еще более сильный обвал рынка ценных бумаг. Крах фондового рынка является не каким-то единомоментным событием, а занимает определенный промежуток времени, который может длиться несколько недель или месяцев. Будут ли развиваться события таким же образом и в этом году? Вполне вероятно. Тем более что и время для этого вполне подходящее. Октябрь.
Традиционно самые серьезные потрясения на фондовом рынке США чаще всего происходили именно в октябре. 28 октября 1929 года случился крупнейший биржевой крах за всю предшествующую историю США. Его следствием стала Великая депрессия 1930-ых годов. Самое большое падение индекса Dow Jones в процентном отношении за всю историю наблюдений произошло 19 октября 1987 года. Девять из шестнадцати крупнейших в процентном отношении падений индексов пришлись именно на октябрь. Почему происходит именно так, почему октябрь является самым опасным месяцем для американских фондовых индексов, сложно сказать. То ли погода влияет, то ли время года, то ли что-то иное, сказать невозможно, но факт остается фактом. И мы сейчас находимся именно в октябре.
Бодрый рост фондовых индексов в начале месяца не должен поэтому вводить в заблуждение и давать расслабиться. Все может кардинальным образом измениться практически в любой момент. Спусковым крючком нового падения может стать фактически любое сколь-нибудь значимое событие. Достаточно, например, упасть какому-нибудь более-менее крупному банку, как это случилось в 2008-ом, или компании, активно ведущей операции на той или иной американской бирже, и это может спровоцировать цепную реакцию. Или это могут быть какие-то внешние факторы, поскольку обстановка на других мировых биржах в нынешних условиях еще хуже, чем на американских. Хотя, возможно, даже и этого может не потребоваться. Вопрос лишь во времени, когда это произойдет.
Мировая экономика и финансовая система слишком велики и инерционны, чтобы было возможно заранее указать точный момент, когда произойдет крах. К тому же новый запуск на полную мощность печатных станков центральных банков может внести новые искажения в существующую картину и на какое-то непродолжительное время отсрочить или, возможно, напротив, ускорить окончательный финал. Однако, когда это случится, это будет означать дальнейший всплеск нестабильности и новых рисков, которых и так уже более чем достаточно в мире, и к подобному развитию событию стоит быть готовым. Как в психологическом, так и в финансовом плане. Поддержит ли этот октябрь традицию приходящихся на него фондовых крахов или нет, покажут ближайшие две с половиной недели, но даже если ничего существенного и не произойдет, все это может случиться практически в любой момент и вряд ли этого придется ждать до следующего года.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.