Воскресенье с Александром Лежавой: «Мировая цена золота резко упала. Стоит ли беспокоиться?»

золотой буффало

Ответ на поставленный вопрос неоднозначен. Он зависит прежде всего от того, в каком качестве выступает тот или иной человек. Все зависит от поставленной им цели. Стремится ли он заработать, купив дешевле и продав дороже, или он хочет защитить имеющиеся у него сбережения. Он – спекулянт или сберегатель.

Начнем со спекулянтов. За четыре рабочих дня мировая цена золота изменилась более чем на 200 американских дензнаков. Поскольку она снизилась, об этом с радостью сразу же сообщили средства массовой информации. О том, что она несколько месяцев до этого уверенно росла, СМИ естественно усиленно помалкивали. Однако дело не в этом, а в том, что резкие колебания цен на что-либо, это, с одной стороны, рай для спекулянтов, если они сделали правильные ставки, а, с другой, они же могут быть и адом, если игрок поставил неправильно.

Что-то подсказывает, что столь резкого падения цены желтого металла масса рядовых участников биржевого рынка, ставивших на продолжение роста, просто не ожидала. В результате, особенно если они играли на заемные средства и не страховали свои риски от возможного падения, для них произошедшее скорее всего уже не тема для беспокойства. Они зафиксировали свои убытки от падения и единственное, что им осталось, это зализывать раны. Вполне возможно, что им за эти дни удалось зафиксировать свои убытки даже не один раз. Необходимо четко понимать, что в результате пробоя цены вниз пострадали спекулянты на рынке бумажного золота.

В выигрыше остались в основном крупные биржевые спекулянты, сыгравшие на понижение. Банки и крупные игроки остаются доминирующей силой на рынке бумажного металла и вполне успешно манипулируют его ценой, свидетельством чему были события последних дней. Падение было чрезвычайно резким, но, как свидетельствует практический опыт, за столь быстрыми падениями обычно следуют и такие же резкие отскоки вверх. Скорее всего именно это мы и будем наблюдать в ближайшее время.

Что касается сберегателей, владеющих физическим золотом, то им все эти колебания мирового биржевого рынка могут быть интересны лишь с одной точки зрения. Они означают, что рынок драгоценных металлов вступил в период резких колебаний цен, когда биржевые движения вверх или вниз могут превышать 100 американских дензнаков за день. Судя по всему, величина этих колебаний может в дальнейшем нарастать, и если кому-то потребуется продавать что-либо из своих сбережений, то имеет смысл внимательно следить за текущими рыночными ценами перед тем, как они будут что-либо покупать или продавать.

В этой связи для них может быть интересна позиция, которую в таких условиях обычно занимают их потенциальные контрагенты – дилеры, торгующие физическим драгоценным металлом. Условно их можно разделить на две группы – банки и небанковские дилеры. Их подходы по целому ряду причин довольно существенно отличаются друг от друга, поэтому стоит отдельно рассмотреть ту и другую группу.

Сначала о банках. По имеющейся информации, Сбербанк и Россельхозбанк недавно закупили в Банке России большие партии золотых «Георгиев Победоносцев». Это означает, что сделки скорее всего прошли еще до падения, когда биржевые цены на золото были высокими. Вероятно, они купили монеты на максимумах цены. Что это означает для рынка и потенциального розничного покупателя золотых монет?

Это означает только одно: банки будут продавать монеты дорого, дополнительно накинув к цене покупки в Банке России свою расчетную доходность. Могут ли они снизить цену продажи, когда биржевая цена ушла вниз? Теоретически это возможно, но только теоретически. Банки не будут этого делать по одной простой причине: они не захотят в результате этого получить от такой сделки бухгалтерский убыток. Им это не нужно, поэтому цена продажи будет оставаться высокой. При этом установленная ими цена покупки будет снижена скорее всего до значений существенно более низких, чем установленный в эти дни локальный биржевой минимум. У них и так достаточно монет, которые им было бы желательно продать дорого.

В отношении дилеров, не относящихся к банкам, ситуация выглядит несколько иначе. По большей части они сидят в деньгах, поскольку имевшийся у них товар в виде монет в основном был распродан во время длительного периода роста цен на золото.

Готовы ли они покупать монеты из драгоценных металлов? Все зависит от того, по каким ценам. Скорее всего они установят достаточно большую разницу между ценами покупки и продажи, но она все-таки будет меньше той, которую устанавливают банки. Учет проводимых сделок у компаний ведется несколько иначе, и в результате они могут действовать на рынке более гибко, чем банки.


Произошедший откат биржевых цен создал благоприятные условия для потенциальных покупателей монет из драгоценных металлов, но помимо цены есть и еще одна довольно существенная проблема, на которую им стоит обратить свое внимание. И это - наличие физического товара у дилеров и их готовности продавать. Вероятно, именно этот фактор сейчас представляет собой наиболее критичный параметр, тогда как цена вторична. Какой бы ни была цена, если физического товара нет, то и купить его невозможно.

Для лучшего понимания того, почему на текущий момент цена важна, но все-таки не является самым критичным параметром, стоит привести один довольно простой пример, который нам дает Монетный двор США, также торгующий монетами из драгоценных металлов.

И в период установленного на прошлой неделе максимума биржевых цен на золото (примерно 2070 ам.дензнаков за унцию), и на момент написания данной заметки, когда биржевая цена колеблется у 1930-ой отметки, цена продажи золотых инвестиционных «орлов», установленная монетным двором в его розничном магазине, оставалась одинаковой и была равна 2590 американским дензнакам за унцию, но их не было в наличии. Золотой «орел» качества пруф стоит 2625, а «буффало» - 2665 ам.дензанков.

У непосредственного производителя цена самой дешевой золотой монеты весом в одну унцию минимум на 25% выше биржевой цены бумажной унции золота. Так на происходящее смотрит Монетный двор США, являющийся подразделением американского министерства финансов, структуры обладающий гораздо большим объемом информации о происходящем на рынке физических драгоценных металлов, чем любой обычный сберегатель. И, кстати, это выше, чем у торгующих монетами московских дилеров.

Так что не переживайте. Мы уверенно приближаемся к осени, а именно в это время обычно происходит самый существенный рост цен на драгоценные металлы.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

golden 16.08.2020 в 05:14
Такая выдержка - большая редкость.