Воскресенье с Александром Лежавой: «Начало положено»

валютные войны

Активная фаза глобальной валютной войны началась. Ее первые залпы прогремели на прошлой неделе. Основные противники в этой войне – США и Китай - будут называть разные даты ее начала.

Китайцы будут говорить, что войну развязали американцы, а началом активных враждебных действий стали снижение процентной ставки Федеральным резервом США в конце июля, срыв торговых переговоров между Китаем и США и заявление президента США Трампа о введении новых тарифных ограничений в отношении китайских товаров.

Американцы, в свою очередь, будут обвинять во всех грехах Китай, который не согласился плясать под американскую дудку, и в ответ на американские действия в конце недели понизил курс юаня до рекордного минимума, невиданного с 2008 года, ниже 7 по отношению к единице американской валюты, а также попросил китайские государственные компании прекратить импорт сельскохозяйственной продукции иp США.

Подобные действия означают, что американо-китайские торговые переговоры окончательно похоронены, и вопрос заключается в том, как на ответные шаги Китая отреагируют американские власти.

Реакция рынков на подобное развитие событий была вполне ожидаемой. Основные европейские биржевые индексы ушли в красное и находятся на момент написания данной заметки от 1,3% до 2% ниже итогов пятницы. Фьючерсы на американские индексы также все ушли в минус на 1,3% - 1,75%.

Неудивительно, что немедленно стал расти спрос на защитные активы. Цена золота в китайских юанях сразу же и резко начала расти. Мировая цена желтого металла, начиная с утра понедельника 5 августа, существенно выросла (на 1,2%) и вплотную приблизилась к 1460-ой отметке. Еще больший рост, как и обычно в подобных ситуациях, продемонстрировало серебро – на 1,91%, достигшее отметки в 16,5 американских дензнака за унцию.

Прямые следствия этой пока еще незаметной для многих, но от того не менее реальной войны, можно было увидеть на улицах. Основной горячей точкой с наиболее массовыми столкновениями демонстрантов и полиции был конечно Гонконг. Формальным поводом для протестов на протяжении нескольких последних недель был новый закон Гонконга о выдаче преступников на территорию континентального Китая. Но это был лишь повод. Не было бы его, для организации протестов на территории Китая заокеанские организаторы и кураторы придумали бы что-то другое. Эти события вполне вписываются в общую политику американцев постараться дестабилизировать Китай изнутри.

Пока все заканчивалось относительно мирно, но рост насилия со стороны протестующих, принимающих сдержанность китайских властей за слабость, в любой момент может закончиться довольно жестким подавлением подобных выступлений. Достаточно вспомнить события на площади Тяньаньмэнь, когда в результате решительных действий властей попытка устроить революцию была подавлена, и страна смогла избежать большого кровопролития.


Отголоски этих событий и также на улицах можно было увидеть в прошедшие выходные и в Москве. Поскольку Россия и Китай выступают в последние годы на международной арене единым фронтом, то в ситуации, когда не удается свалить основного конкурента, возникает большое желание провернуть то же самое у его союзника. Тогда и с ослабевшим главным противником американцам справиться будет гораздо проще. Однако в отличие от сотен тысяч демонстрантов в Гонконге в Москве таких протестующих набралось на два порядка меньше. Вероятно, финансовые вливания США и их союзников в протестное движение в России оказались недостаточными.

Здесь, вероятно, уместно вспомнить, что, например, в организацию неудавшейся революции в России в 1905 году Запад вложил 19 миллионов рублей золотом (в текущих ценах 1450 ам.дензнаков за унцию – это примерно 700 миллионов), тогда как на революцию 1917 года только американский банкир Якоб Шифф ассигновал 20 миллионов долларов (или 1,4 – 1,5 современных миллиардов в американской валюте).

Стоит также напомнить и аксиому, сформулированную в то время генеральным штабом Германской империи: «Для революции, как и для войны, нужны три вещи: во-первых, деньги, во-вторых, деньги и, в-третьих, деньги. Нет денег – нет революции.»

Разница между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас, вполне очевидна. Тогда за организацию революции платили деньгами - золотом, теперь пытаются платить постоянно обесценивающимися фантиками. И это - принципиальное отличие.

Россия и Китай в последние годы неуклонно накапливали свои золотые резервы, тогда как Запад их расходовал на поддержание видимости стабильности американской и по совместительству пока еще мировой резервной валюты. Поэтому нынешний рост напряженности – это ничто иное как новая волна противостояния твердых обеспеченных денег и построенной на долге необеспеченной бумажной валюты. Победитель в ней известен заранее. Вопрос заключается лишь в том, чтобы переход к здоровой финансово-экономической системе прошел с наименьшими для общества потрясениями.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.