Воскресенье с Александром Лежавой: «Небольшое положение, большие проблемы»
- дата: 27 декабря 2015 (источник от 25 декабря 2015)
Пока население занято предновогодними хлопотами и корпоративами, государство в лице Банка России под руководством Э. Набиуллиной и Федеральной службы по финансовому мониторингу, возглавляемую Ю.Чиханчиным, (страна должна знать своих героев) подготовило в качестве новогоднего подарка этому самому населению очередной неприятный сюрприз. На этот раз в виде Положения Банка России №499-П с длинным названием «Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Сделано это вполне в духе центральных банков. Пока население отвлечено другими заботами, можно протащить в жизнь всякую пакость. Именно так в 1913 году создавался Федеральный резерв США, и, судя по всему, нынешнее руководство числящегося российским центрального банка является его прилежным учеником. При взгляде же под несколько иным углом, это действия вполне в духе рекомендаций ЦРУ США для чиновничества других стран, экономику которых надо развалить, а действующее политическое руководство тем или иным образом устранить.
Новое положение при, казалось бы, небольших изменениях по сравнению с ранее действовавшим положением №262-П коренным образом меняет многое. И перемен-то вроде всего – при каждой банковской операции на сумму, превышающую 15 тысяч рублей, клиент, если он неизвестен банку, обязан проходить полную идентификацию. Хотите поменять двести пятьдесят американских или европейских денег, будьте любезны заполнить анкету на два десятка пунктов. Это раньше для подобной операции было достаточно предъявить паспорт, теперь же каждый, кто совершает ее, фактически рассматривается государством как преступник. То ли как лицо, отмывающее средства, полученные преступным путем, то ли просто как террорист. Вполне в духе того, что делают американцы и их младшие партнеры из Европы, подозревающие в том же самом всех своих граждан без какого-либо исключения.
Формально, принятие нового документа – это не более чем приведение в соответствие положений Банка России с требованиями действующего законодательства, в реальности же… о, в реальности решается масса задач.
Прежде всего государство хочет знать все обо всех финансовых операциях каждого человека, и сумма в 15 тысяч рублей уже стала считаться крупной. Можно, как на Западе, объявить войну наличным деньгам и попытаться перевести всех на карточки. Если это не получается, то можно снизить до предела величину суммы обязательной идентификации плательщика и обязать участников рынка о каждой из них сообщать, куда следует. Еще лет пять, и при нынешних темпах инфляции такую полную идентификацию придется проходить в магазинах, когда за наличные будут покупать булку хлеба и пакет молока, а то и одну лишь булку.
Вводя обязательное заполнение анкеты, власти стремятся создать максимальные препятствия гражданам, например, при проведении валютно-обменных операций. Пока это еще не прямой запрет на покупку-продажу наличной иностранной валюты, но довольно заметное препятствие. При заполнении анкеты помимо стандартных и уже привычных полей вроде реквизитов паспорта там встречаются замечательные пункты. Их стоит выделить отдельно:
«1.8. Идентификационный номер налогоплательщика (при наличии).
1.9. Контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии).
…
1.13. Сведения о финансовом положении.
1.14. Сведения о деловой репутации.
1.15. Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.»
Эти пункты замечательны тем, что помимо времени, которое необходимо будет потратить на их заполнение, и рисков, которые они несут для клиентов кредитных организаций (ведь банковской тайны в России теперь фактически нет), они несут и массу рисков непосредственно для банков. Если тот или иной пункт анкеты вдруг окажется незаполненным, это возможный повод для наложения взыскания на банк со стороны Банка России. А то и предписания. Ведь банк нарушит не что-нибудь, а федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Достаточно пары предписаний и можно уже отзывать лицензию.
Если же заполнены все пункты анкеты, то и тогда банк не гарантирован от наказания. Регулятор всегда может задать вопрос, а как банк проверил сведения о финансовом положении или деловой репутации того или иного человека, которого он видел первый и последний раз в жизни, но который поменял 250 евро. Если ответ не удовлетворит, то после двух таких неудовлетворительных ответов банк опять может остаться без лицензии. Так что запущен новый механизм сокращения количества банков или, как любят говорить чиновники от банковского дела, «расчистки» банковской системы. То, что при этом под нож попадают реально работающие предприятия и рабочие места никого во властных структурах не волнует. У них и так все хорошо.
Поскольку у коммерческих банков нет особого желания лишиться лицензии, и в отличие от банков с государственным участием их никто защищать не будет, банки окажутся вынужденными предпринимать все меры, чтобы максимально, насколько это возможно, защитить себя от действий Банка России, требуя массу бумажек в виде документов, подтверждающих наличие ИНН, справок из налоговой, банковских выписок, справок о доходах, сдаче норм ГТО, медицинских анализов и прочем, или под тем или иным предлогом отказывать в проведении таких операций.
Чтобы не таскать с собой горы никому не нужных бумаг с совершенно неясным результатом, позволит ли банк провести нужную операцию или нет, граждане оказываются вынужденными пользоваться только теми банками, в которых у них есть счет, то есть, там, где они уже идентифицированы. Поскольку у значительной части граждан есть счета в Сбербанке, ВТБ и их дочках, принятое регулятором положение представляет собой очередной шаг по переделу рынка банковских услуг в пользу банков с государственным участием.
Выгоден там валютный курс или нет, уже не будет иметь значения. Как говорилось в одном фильме: «Никуда ты, милок, не денешься.» Если же счетов у физического лица несколько, то что-то подсказывает мне, что вскоре может появиться новый документ, ограничивающий количество банков, где человеку можно будет иметь счет, одним единственным. Это мало чем будет отличаться от периода феодализма и крепостного права. Разница будет лишь в том, что тогда крестьяне были прикреплены к земле, а теперь каждый - к одному банку. Неофеодализм в своем творческом развитии.
Что же касается собираемой банками информации, то она может накапливаться, обрабатываться службой финансового мониторинга, а затем, согласно очередному принятому внутреннему документу, передаваться в налоговые или правоохранительные органы для выяснения, откуда у Тяпкина-Ляпкина вдруг появились лишние пять тысяч рублей. Из тумбочки? Жена положила? Ну,ну! А не будет ли любезен Тяпкин-Ляпкин для начала во избежание неприятностей заплатить с них 13% (или какой там будет подоходный налог плюс штрафы, пени и т.д.), а потом может доказывать в суде, откуда у него появились эти средства, и почему их ему нужно вернуть. В США подобный полицейский разбой, когда у граждан просто отнимают наличные, а потом они могут годами доказывать свою невиновность, называется гражданской конфискацией. Этот опыт, похоже, был воспринят российскими властями, и теперь и у нас делаются первые робкие шаги в этом же направлении.
Не надо думать, что вступающий в силу документ столь безобиден, как посредством средств массовой (дез)информации пытаются уверить почтеннейшую публику представители Банка России. Несмотря на свою внешнюю невзрачность и незаметность, это фундаментальный документ с далеко идущими для практически всех граждан России последствиями.
Нынешнее руководство российского ЦБ уже не впервые демонстрирует свои качества выдающихся управленцев. Именно в результате их некомпетентных действий страна пережила валютный шок в декабре 2014 года и на текущий момент имеет официальную инфляцию в 15%. Неспособное решить объективные проблемы, стоящие перед российской финансовой системой, оно с настойчивостью достойной лучшего применения в нынешние неспокойные времена принимает документы, которые еще больше усложнят жизнь подавляющего большинства обычных граждан нашей страны.
Может возникнуть вопрос: а могло бы принятие такого документа иметь какую-либо положительную сторону? В принципе, могло бы. Если бы при одновременном введении данного положения в отношении операций с иностранными бумажными валютами для банков были бы сняты все ограничения с операций по покупке-продаже монет из драгоценных металлов и отменены таможенные пошлины на импорт золота и серебра. В этом случае подобный шаг мог означать, что нынешние власти действительно заботятся о населении России и таким образом давали бы ему четкий сигнал, в чем стоит хранить свои сбережения. К сожалению, этого не просматривается.
Введение в действие подобных документов в нынешнее неспокойное время лишь добавит общей нестабильности. По своей сути оно ничем не отличается от схожих инициатив других ведомств вроде повышения пенсионного возраста или введения «Платона», платы с большегрузных автомобилей. К счастью, и в том, и в другом случае здравый смысл вроде бы одержал кратковременную победу над глупостью и алчностью, так что есть небольшая надежда, что и постановление №499-П Банка России последует вслед за ними. В завершение же можно лишь отметить, что слепое копирование и перенесение на российскую почву западных законов вряд ли даст хорошие результаты. Совершенно иные традиции, обычаи и психология. И не случайно русский человек – не католик и не протестант. Он – православный. Может и в морду дать.
Комментарии 8
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.