Воскресенье с Александром Лежавой: «Некоторые размышления о наличных в эпоху короновируса»

коронавирус

В период развернутой в средствах массовой (дез)информации откровенной истерии вокруг коронавируса помимо всего прочего отчетливо звучал уже довольно знакомый на протяжении нескольких последних лет, хотя и несколько измененный в связи с этой темой, мотив: наличные деньги могут служить переносчиком коронавируса, поэтому надо использовать исключительно безналичные расчеты.

Борьба с наличными центральных банков и властей, желающих все и вся контролировать, идет уже на протяжении нескольких лет. Коронавирус стал лишь очередным удобным инструментом для пропаганды этой идеи. О том, что в случае «эпидемии» (об эпидемии кавычках будет сказано чуть ниже) лучше использовать безналичные расчеты, можно было услышать и в метро, и в некоторых крупных сетевых магазинах.

Отдельные фирмочки по доставке товаров даже открыто заявляли, что принимают только безналичные платежи за свои услуги. Они, вероятно, не задумывались над тем простым фактом, что это было ничто иное как открытая дискриминация рубля Банка России в его наличной форме. Но не это в данном случае главное.

Гораздо интереснее другое. Это даже не расчеты с использованием пластиковых карт или приложений на мобильных телефонах, когда что в одном, что в другом случае средства их владельцев находятся на счетах в банках и переводятся безналичным путем. Об этом на страницах данного журнала говорилось уже неоднократно. Существенно важнее выглядит более широкий вопрос о готовности банков в полной мере удовлетворять спрос своих клиентов на наличные деньги. Для этого стоит обратиться к историческому и, как это у нас любят делать многие представители власти, иностранному опыту. Он бывает довольно показательным.

Первая мировая война началась более 100 лет назад, но дает прекрасные уроки борьбы властей с наличными. Если в Германии правительство в первые дни войны не предпринимало никаких заметных шагов в финансовой сфере, и простые немцы толпой бросились снимать с банковских счетов свои вклады, поставив многие банки на грань банкротства, то во Франции все было иначе.

Одновременно с объявлением о начале войны французское правительство издало указание всем банкам выдавать на руки вкладчикам местных банков не более 50 франков в месяц. Для лучшего понимания покупательной способности 50 франков в предвоенное время стоит отметить, что завтрак в парижской забегаловке в то время стоил 1,10 франка, обед – 1,50 франка, а дешевый костюм – 60 франков. Клиенты банков могли иметь на своих счетах сотни тысяч франков, но снять более полтинника было невозможно. Это ли не борьба с наличными в своем самом откровенном виде?

Способны ли нынешние власти различных стран повторить этот трюк? А почему бы и нет? Сравнительно недавний пример Кипра с блокировкой счетов и введением ограничений на снятие наличных – яркий тому пример.

Кто-то скажет, что там сложились особые обстоятельства. Но ведь, естественно чисто теоретически, для подобных действий может сгодиться любое заметное событие или такое, которое власти захотят сделать таковым. История с коронавирусом также может быть использована в этих целях. Естественно во имя стабильности функционирования банковской системы.

Нет никаких сомнений, что такая болячка, как внезапно найденный коронавирус, существует. Люди болеют, и от нее даже умирают, но вот что касается эпидемии, и тем более пандемии, то как-то сомнительно она выглядит. Когда те же бившиеся в истерике СМИ рассказывают, что жертвами коронавируса стали за время «эпидемии» полмиллиона человек, то на 7 миллиардов населения планеты это менее 0,1%. С индивидуальной точки зрения каждой семьи это несомненно трагедия, с точки же зрения всего человечества… От обычного гриппа в мире ежегодно наверняка умирает больше людей, но никто из-за этого не бьется в истерике.

На всю Россию число официально заболевших коронавирусом на 30.06.2020 с начала «эпидемии» составило без малого 648 тысяч человек. На 140 миллионов населения это менее 0,5%. Если же вычеркнуть из этого числа «бессимптомных», то эта величина станет еще меньше.


Обычно эпидемией считали ситуацию, когда заболело 5% населения. Потом сделали допущение, что 1%. Но и до этого показателя не дотянули. Что же касается пандемии, то это ситуация, когда эпидемия охватила несколько стран. Ни того, ни другого просто не было, а был искусственно организован паралич экономики. Причем самими властями. Кем именно и с какой целью или целями – это вопрос отдельный. В результате был нанесен ущерб как благосостоянию, так и здоровью людей, вынужденных сидеть по домам без движения и свежего воздуха. Но что только не готовы сделать заинтересованные в организованном кризисе лица ради достижения своих собственных целей?

Возвращаясь же к наличным и заявлениям о том, что они переносят инфекцию, стоит вспомнить еще более глубокую историю и обратиться к тем временам, когда деньги были деньгами и изготавливались из золота и серебра. Даже в эпоху великой эпидемии средневековой чумы, выкосившей половину населения тогдашней Европы, ни золото, ни серебро не были переносчиками этой инфекции, гораздо более опасной, чем коронавирус. Не служили они и переносчиками оспы, холеры и прочих не менее опасных болезней по той простой причине, что болезнетворные микроорганизмы просто не способны существовать на поверхности благородных металлов. И если вспомнить истории и легенды прошлого, то самым действенным средством против всякой нечисти была серебряная пуля или просто серебро, по той же самой причине.

Если кто-то заинтересован в том, чтобы через наличные не передавались различные болезни, то стоит не бороться с наличными, а добиваться того, чтобы в их роли использовались не ничего реально не стоящие бумажки или железные монеты с изображенными на них номиналами, а реальные деньги, отчеканенные из золота и серебра. Проблема заключается лишь в том, что тогда обманывать трудящихся находящейся при власти публике будет гораздо сложнее, чем сейчас.


аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.