Воскресенье с Александром Лежавой: «Некоторые размышления о высокотехнологичной лопате»

криптовалюты в России

Пока чиновники российского министерства финансов и Банка России напряженно размышляют о том, как бы им погреть руки на разгоревшейся в последнее время криптовалютной лихорадке, создав свою собственную и обложив налогами операции с уже существующими криптовалютами, имеет смысл несколько более внимательно рассмотреть то, откуда появляются криптовалюты, и что из себя представляет этот процесс. При этом не стоит концентрировать свое внимание на звучном наименовании «криптовалюта», а сосредоточиться на сути происходящего.

Хорошо известно, что криптовалюту, благодаря существующим алгоритмам ее разработчиков, можно «добывать» на «фермах» (как чаще всего говорят у нас) или «шахтах» (как говорят на Западе), построенных на компьютерной базе. Однако, если посмотреть, на этот процесс несколько внимательнее, можно увидеть, что весь процесс «добычи» представляет собой установку некоего специализированного программного обеспечения, позволяющего осуществлять распределенную обработку некоей информации, в результате которой пользователь в зависимости от затраченной вычислительной мощности получает определенное количество той или иной криптовалюты.

Этот процесс интересен тем, что обрабатывающий некие алгоритмы пользователь совершенно не представляет себе, какая именно информация обрабатывается на его или ее компьютере. Это может быть обработка данных как о погоде, так и, например, о процессах, происходящих в результате взрыва ядерного боеприпаса. При этом, затрачивая вполне реальные ресурсы в виде расходов на приобретение мощного оборудования и электроэнергии, а также ремонт и поддержание этой техники в постоянно функционирующем состоянии, пользователь получает не какое-то реальное вознаграждение пусть и в имеющих массу недостатков, но при этом являющихся законными платежными средствами валютах, выпускаемых центральными банками, а в неких расчетных единицах, которые ценны лишь по словам их разработчиков, основная масса которых так и остается неизвестной.

Следует признать, что созданная схема великолепна для тех, кто ее придумал. Но это чистой воды схема. В ее результате хозяева схемы (и что-то подсказывает, что изначально история с криптовалютой, которую можно «добывать», являлась только прикрытием) получили возможность решать стоящую пред ними задачу, не только не расходуя значительных финансовых и технических ресурсов на создание какого-то суперкомпьютера, который начал бы устаревать еще до того, как начал свою работу, а создали систему, в которой каждый пользователь, по своей доброй воле обрабатывающий для них данные, заинтересован постоянно и максимально быстро обновлять свою компьютерную систему, чтобы хотя бы сохранять на постоянном уровне причитающиеся ему выплаты в криптовалюте. Ведь на каждую новую «добываемую» единицу того же биткойна требуется потратить больше ресурсов, чем на предыдущую. К тому же по мере привлечения все новых и новых участников схемы растет совокупная вычислительная мощность сети для ее организаторов.

Посмотрим теперь на всю эту схему глазами рядового «добытчика» криптовалюты. Он или она потратили 250, 300 или 450 тысяч рублей на создание своей собственной «фермы» для «добычи» криптовалюты. И вот программное обеспечение установлено, машина запущена и начала приносить доход. Казалось бы, все красиво и хорошо. Однако при ближайшем рассмотрении сути происходящего становится очевидным, что имеющие место события ничем не отличаются от того, что работник идет в магазин, покупает там за свои средства лопату, потом со своей лопатой приходит к хозяину и начинает копать нужную последнему траншею.

При этом хозяин рассчитывается с работником не привычными тому деньгами, а, скажем, ракушками, но говорит, что ракушки эти такие ценные, что стоят дороже настоящих денег. Работник верит хозяину и старается убедить других, что так оно и есть на самом деле. Разница лишь в том, что в этом случае – это просто лопата, а в случае с распределенной обработкой данных под видом криптовалют – это высокотехнологичная, можно даже сказать, роботизированная лопата. При этом пользователь такой высокотехнологичной лопаты – это самый обычный наемный работник, который при этом использует свои собственные орудия производства и расходует приобретаемую им самим электроэнергию, кардинальным образом снижая тем самым капитальные и операционные затраты для хозяина или хозяев схемы.

В этой связи размышления чиновников Минфина и Банка России о том, как бы получше обозвать криптовалюты, чтобы обложить их и операции с ними налогами, в очередной раз наглядно демонстрируют всем «высочайший» уровень их подготовки и знаний. Посмотрим на существующую проблему «добычи» криптовалют и получения в результате этого дохода с позиций обыкновенного здравого смысла.

Она распадается на две части. Во-первых, для физических и, во-вторых, для юридических лиц. Но вначале немного об определениях. Говорить о какой-то «добыче» криптовалют бессмысленно изначально, поскольку ни те, ни другие пользователи ее не добывают, а фактически оказывают услуги по распределенной обработке компьютерной информации или данных. Именно за это они получают оплату или вознаграждение.

При всем желании страждущих физических лиц крупно заработать на ажиотаже вокруг «добычи» криптовалют (или вернее на распределенной обработке информации) в домашних условиях это не особенно возможно. Причин тому довольно много, в том числе существенные первоначальные затраты при высоком риске невозврата вложенных средств, а также банальное тепло, постоянно и круглосуточно выделяемое при работе таких ферм и сравнимое с самыми обычными электрическими печками, и постоянный шум их систем охлаждения. Что-то подсказывает, что число семей, способных выделить для этих целей отдельное помещение с мощным электропитанием и системой вентиляции у нас в стране крайне невелико.

Для физических лиц установленная для этих целей «ферма» является ничем иным, как самым обычным элементом подсобного хозяйства. Она ничем не отличается от садового участка, на котором растет несколько плодовых деревьев, кустов смородины и есть несколько грядок для клубники, картошки и всякой зелени. Часть произведенных продуктов потребляется непосредственно владельцем этого хозяйства и членами его семьи, а какая-то часть может попадать на рынок и реализовываться другим людям. При этом подсобное хозяйство хоть и может приносить небольшой доход владельцу, в том числе путем экономии расходов на покупку продуктов питания, но принципиального влияния ни на уровень его доходов, ни на доходы бюджета оказать не способно.

В этом плане брать с физического лица, например, какие-то налоги за наличие и использование «ферм» по «добыче» криптовалюты будет означать примерно то же самое, что брать с крестьянина налоги за наличие у него лопаты и картошку или смородину, которые он продал на самом обычном рынке.

В случае с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями ситуация несколько иная. Она ничем не отличается от деятельности самой обычной компании, предоставляющей услуги по распределенной обработке компьютерных данных. Со всеми вытекающими для таких компаний ставками налоговых отчислений. То, что они получают оплату в той или иной криптовалюте, не должно играть принципиального значения для целей налогообложения. Поскольку законным платежным средством Российской Федерации является российский рубль, то налоги от такой деятельности компании должны исчисляться и уплачиваться в национальной валюте, точно также как это происходит при получении дохода компаниями в любых других иностранных валютах.

Что касается получения прибыли от игры с курсами обычных валют и криптовалют на бирже, то в данном случае налогообложение как физических, так и юридических лиц может быть точно таким же, как и существующее ныне.

В завершение же данной заметки хотелось бы отметить, что российским властям следовало бы если не стимулировать, то, по крайней мере, не мешать развертыванию «ферм» по «добыче» криптовалют физическими лицами и реализации произведенного ими продукта. Ведь дать в руки трудящихся по высокотехнологичной лопате или не мешать желающим из них самим взять ее в свои руки и использовать ее способствует как повышению их доходов, так и общего уровня жизни всего населения страны. Не в этом ли заключается высшая цель для любого ориентированного на благо народа, а не только себя любимого правительства?

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.