Воскресенье с Александром Лежавой: «Некоторые размышления об инфляции»

инфляция

Результаты прошлого года, когда цена грамма золота в России выросла почти на 19% (точнее 18,99%), как-то само собой заставила задуматься о таком интересном показателе как инфляция. Согласно данным, публикуемым на официальном сайте Банка России, инфляция в декабре 2018 года была равна 4,3% по сравнению с декабрем 2017 года, а цель по инфляции (показатель, отражающий темп прироста потребительских цен к соответствующему месяцу предыдущего года) находится на отметке 4%.

Всё вроде бы красиво, если брать эти цифры сами по себе. Однако здесь стоит вспомнить, что Россия за последние четверть века оказалась плотно вплетена в мировую экономику. В полной мере это относится и к национальной валюте – российскому рублю, выпускаемому Банком России. Что это такое никто толком не знает. Это никак не определено. Поэтому единственным параметром, хоть как-то определяющим стоимость рубля, является его курсовое соотношение с мировой резервной и по совместительству американской валютой. Фактически рубль является ее производной.

В данном случае это интересно тем, что и американская валюта также подвержена инфляции, которая естественным образом выливается в потерю ею своей покупательной способности относительно реальных товаров и услуг. Американцы также считают инфляцию исходя из индекса потребительских цен.

Согласно официальным данным, в США она находится на уровне 2% годовых. Однако есть два момента, которые в эту бочку меда плюхают две больших ложки дегтя. В 1980 и еще раз в 1990 году США дважды вносили изменения в методику официального расчета инфляции. С одной стороны, эти изменения не позволяли проводить сравнение с более ранними данными, и, с другой, позволяли изображать более благостную картину, чем она есть на самом деле.

Однако сайт shadowstats.com помимо официальных данных по инфляции публикует данные по этому показателю, рассчитанные также с использованием официальных методик, существовавших до 1980 и 1990 годов. В результате цифры по инфляции в США получаются совершенно иными. Согласно методике, действовавшей до 1990 года, текущая инфляция находится на уровне 6%, а по более ранней достигает 10% годовых. Таким образом, американская валюта за год в реальности теряет примерно 10% своей покупательной способности относительно реальных товаров и услуг.

Вернемся к рублю. За прошедший год стоимость единицы американской валюты в российских рублях по официальному курсу все того же Банка России выросла с 57,6002 до 69,4706 рублей. Иными словами, рубль за год подешевел относительно нее на 20,6%. С учетом реальной 10%-ной, а не официально приукрашенной, инфляции американской валюты относительно реальных товаров и услуг несложно посчитать и реальную потерю покупательной способности рубля. Ни 4% целевой, ни официальной величины в 4,3% годовых инфляции тут как-то вообще не просматривается. Если же брать за основу расчетов официальную американскую статистику, то картина с российской инфляцией получается еще более удручающей.


В подобных обстоятельствах и с учетом действий правительства и Банка России, наглядным результатом которых является дальнейшая деградация российской экономики, запрет уличных табло с курсами валют выглядит вполне логичным шагом. Такого не бывало даже в самые тяжелые периоды 1990-ых. Это примерно то же самое, что запретить нормальные зеркала, оставив только кривые.

При таком подходе существует лишь пара незначительных проблем. Курсовые котировки открыто публикуют центральные телевизионные каналы, не говоря уж про интернет. Вероятно, здесь должен выступить на первый план Роскомнадзор и также запретить это, чтобы не смущать умы. Вот только инфляция от этого никуда не денется. Также, как и потеря покупательной способности всеми без исключения бумажными валютами.

Гонка к полной потере ими покупательной способности продолжается и только начинает набирать обороты. Когда произойдет окончательный крах этой схемы, купить что-либо необходимое можно будет лишь за что-то реально ценное. Реальные товары и услуги будут обмениваться не на ничего не стоящие фантики, а на столь же реальные товары и услуги. В этих условиях максимальной покупательной способностью будут обладать твердые обеспеченные деньги, в роли которых исторически использовались физические драгоценные металлы – золото и серебро. И чем быстрее будут обесцениваться те или иные фантики в той или иной стране, тем быстрее там может произойти этот переход. Если, конечно, местные ветви власти действуют в национальных интересах страны, а не являются колониальной или оккупационной администрацией.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

АнКап 13.01.2019 в 02:26
Вопрос Александру: если "реальная" инфляция далека от официальной(4,3%), то чему она равна(по Вашим подсчётам)?