Воскресенье с Александром Лежавой: «Незаякоренные»

Банк России

На днях вышел очередной доклад Банка России «О денежно-кредитной политике». В этом сухом документе можно, как обычно, узнать массу всяких интересных вещей, мимо которых средства массовой информации чаще всего проходят стороной. Иногда же в них попадаются настоящие перлы. Чего только стоит, например, фраза на стр.26 этого доклада «незаякоренность инфляционных ожиданий населения на цели Банка России».

Более половины этого подлого народишки, согласно опросу проведенного по заказу Банка России, считает, что и в 2019 году и в трехлетней перспективе инфляция будет больше официально объявленной «мегарегулятором» цели в 4%. Сколько конкретно таких «незаякоренных», то есть откровенно не верящих в сказки ЦБ, 51% или 99% в докладе скромно умолчали. По мнению населения, согласно опросу, инфляция находится на уровне примерно 10% плюс-минус пара десятых в ту или иную сторону, а уже никак не на уровне 4 – 4,5%, как рассказывает Банк России.

В этой связи довольно интересно то, что сам Банк России на стр.5 своего доклада в Табл.1 «Основные параметры прогноза Банка России в рамках базового сценария» указывает, что инфляция, в среднем за год, в % к предыдущему году в 2019 году находится на уровне 4,6 – 4,8%, но к концу года будет находиться в диапазоне 4,0 – 4,5%. И все последующие 2020 – 2022 годы она также будет исключительно на уровне 4,0%.

Всему этому, наверное, можно было бы поверить, но чуть ниже в той же таблице приведены цифры, которые, мягко говоря, ставят под сомнение приведенные выше прогнозы. Сначала об определениях, чтобы мы одинаково понимали, о чем идет речь. Согласно Большому Энциклопедическому словарю, «Инфляция (от лат. influtio - вздутие) – процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.»

По данным Банка России, приведенным в таблице, денежная масса в национальном определении в 2018 году выросла на 11%. Как прогнозирует тот же ЦБ, в 2019 году она вырастет еще на 8 – 12%, и в период с 2020 по 2022 год она ежегодно будет расти на 7 – 12%. По поводу показателей роста денежной массы особенно можно не сомневаться. Кто как не Банк России занимается выпуском этой полиграфической продукции? Поэтому скорее всего ее выпуск будет ближе к верхней границе указанного диапазона.

Однако, если смотреть на эти цифры более оптимистично, все равно в итоге мы получаем при благоприятном прогнозе Банка России о 4%-ной инфляции и среднем в 10% увеличении денежной массы в год разницу буквально в 6%. При активном росте экономики, развитии производства товаров и услуг можно было бы предположить, что такое возможно, но сам центральный банк бросает в эту потенциальную бочку меда вполне реальную ложку дегтя. Его прогноз роста ВВП на 2019 год находится в диапазоне 0,8 – 1,3% годовых, на 2020 год – 1,5 -2,0%, на 2021 год – 1,5 – 2,5% и на 2022 – 2,0 – 3,0%. Как говорится, почувствуйте разницу. Если же вспомнить о том, что это не простые, а сложные проценты, поскольку речь идет о трехлетнем периоде, то общая картина становится еще более неприглядной.


Довольно забавно, что Банк России даже в этом своем, можно сказать, ультраоптимистичном прогнозе делает оговорку, что, дескать, 2 – 3%, возможно, мы и увидим «по мере реализации комплекса мер Правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе реализации национальных проектов». Насколько эти национальные проекты выполнимы, говорилось уже не раз, и приведенная выше оговорка лишь свидетельствует о том, что даже Банк России в это не верит. Особенно на фоне общего замедления мировой экономики.

Косвенным подтверждением этого может служить и прогноз изменения платежного баланса, находящийся на той же стр.5 в Табл.2. Из него можно узнать, что Банк России ожидает устойчивого снижения российского экспорта и столь же неуклонный рост импорта товаров из-за рубежа. Это лишь подтверждает очевидное: по мере деградации национальной экономики приходится все больше товаров закупать за рубежом.

В общем, итог довольно прост. Производство падает все быстрее, и только центральный банк будет обеспечивать все более быструю печать своих фантиков, еще больше подстегивая цены и нанося все больший урон благосостоянию самых широких слоев российского общества. Стоит отметить и еще один момент, который несомненно не может не радовать руководителей Банка России и их реальных хозяев. Они прогнозируют, что закредитованность населения в предстоящие годы будет неуклонно расти. Итог всему этому может подвести недавно услышанный анекдот, над которым можно было бы и посмеяться, если бы не было так грустно:

«Пенсионерка Тамара Ивановна, закончила сегодня выплачивать кредит за докторскую колбасу и решила взять в кредит куриный фарш.»

И если бы героиню этого анекдота спросили бы про величину инфляции в России, то что-то подсказывает, что она тоже оказалась бы в рядах «незаякоренных».

Да, кстати. Интересно, кого именно Банк России понимает под термином «незаякоренные»? Это те, кого он пока так и не смог привязать к якорю, чтобы сбросить их в море?

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.