Воскресенье с Александром Лежавой: «Никакой ошибки»

золото в россии

«На стене висели в рамках бородатые мужчины -

Все в очечках на цепочках, по-народному - в пенсне…»

(В.С.Высоцкий «Никакой ошибки»)

Всемирный совет по золоту (World Gold Council (WGC)) на днях опубликовал свой отчет «Исследование рынка розничных инвестиций в золото: Россия». Опрос проводился во втором и третьем квартале 2019 года. Его методология вызывает массу вопросов. Неудивительно, что данный документ оставляет довольно неоднозначное впечатление, поскольку целый ряд озвученных там моментов расходится с объективной реальностью.

Вероятно, это связано с тем, что, как сообщает WGC, отчет составлен на основе 2023 онлайн-интервью, а не непосредственно на земле. Другим специфическим моментом опроса является и то, что опрашивались только лица, которые что-то куда-то инвестировали за прошедший год. К тому же результаты любого опроса, как мы все хорошо знаем, в значительной степени зависят от того, как и какие вопросы задают опрашиваемым. Поскольку на темы денег, сбережений и золота я пишу более десяти лет, то полагаю, что могу предложить несколько иной взгляд на представленные в отчете WGC моменты.

Каких-либо онлайн-опросов мной естественно не проводилось, но поскольку мой журнал ориентирован прежде всего на российских читателей, то его вполне можно рассматривать как срез интересов российских розничных сберегателей.

Итак, начнем. WGC пишет: «В России инвестирование в золото носит несколько экспериментальный характер – сейчас этот металл выбирают менее 1/5 инвесторов.» Действительно, на текущий момент доля тех лиц, кто покупает золото, оценивается в диапазоне 15 – 16%. Вместе с тем говорить о каком-то «экспериментальном» характере покупок не вполне корректно. Когда я в 2009 году начал писать свои заметки в ЖЖ на эту тему, доля тех, кто приобретал золото как инструмент защиты своих сбережений, была в пределах 0,5 – 1%. Не более. Поэтому рост числа покупателей желтого металла более чем в 16 раз за десятилетие вряд ли справедливо называть «экспериментом». Это скорее тенденция.

Согласно тому же отчету, WGC признает, что 22% рассматривают покупку золота и уже инвестировали в прошлом, а 57% рассматривают такую возможность, хотя этого ранее и не делали. Однако инвестирование инвестированию рознь.

Покупка доли в биржевом фонде (ETF), обеспеченном золотом, или хранение купленного металла в профессиональном хранилище какого-либо банка и приобретение физического драгоценного металла в виде тех же монет или слитков – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Одно дело, как в случае с монетами, это – владение ими, в другом (ETF и банки), это – получение бумажного обязательства, что покупателю финансовое учреждение что-то должно. Выполнит оно это обязательство в будущем или нет, это – вопрос открытый.

Если владение физическим металлом – это сбережения, то покупка бумажного обязательства – это прежде всего спекуляция, когда данный инструмент особо ничем не отличается от самых обычных акций или облигаций. Цель гораздо более простая: купить подешевле, продать подороже.

WGC подобного деления не проводит, хотя отмечает, что некое усредненное золото за последний год покупали 16% инвесторов, а 5% хранят золото в профессиональных хранилищах. В то же время золотые монеты покупали 11% инвесторов, а слитки – 3%.

Здесь стоит отметить, что в реалиях российских законов и рынка драгоценных металлов слитки в целях сбережения могут покупать либо большие оптимисты, либо недостаточно финансово грамотные люди. Если в других странах проблем с обратной продажей физическими лицами слитков банкам и иным финансовым компаниям обычно не возникает, то в России все обстоит несколько иначе. Купив слиток в банке, у человека помимо того, что ему не вернут уплаченный НДС (20%), в том же самом банке этот же самый слиток могут вообще отказаться выкупать обратно, заявив: «Вот если бы вы оставили его у нас в хранилище…»

Согласно отчету WGC, наибольший интерес к золоту проявляют люди в возрасте 25 - 34 лет. Однако там же говорится: «Молодые инвесторы хотели бы получать информацию о золоте в цифровой среде, где они проявляют активность.» Поскольку 55% покупок биржевых фондов, обеспеченных золотом, приходится на онлайн и смесь онлайн и офлайн покупок, то скорее всего речь идет не столько о физическом золоте как таковом, необходимом с точки зрения защиты сбережений, а о спекуляциях бумажным золотом на биржевом рынке.


Что же касается золота как инструмента сбережений, то, по имеющейся у меня за последний год статистике читателей моей страницы, основную массу заинтересованных лиц составляют люди в возрасте 45 - 54 года (40,3%). За ними идут люди в возрасте 35 – 44 года (32,3%), затем 55 лет и старше – 15,2%. Группа лиц 25 – 34 года составляет лишь 9,2%, тогда как остальные чуть более 3%.

Как представляется, это более корректно отражает целевые группы, поскольку именно они обладают реальным платежеспособным спросом. Это же подтверждает и отчет, в котором говорится, что основным препятствием для покупок золота в России является, как пишет WGC, низкая ценовая доступность. Корректнее было бы сказать об отсутствии сбережений. У основной массы желающих просто нет средств, чтобы покупать драгоценные металлы. И да, оно гораздо более редкий и ценный товар, чем любая бумажная валюта.

Интересным моментом отчета является то, что он косвенно подтверждает низкий уровень финансовой грамотности наших соотечественников, когда они перечисляют прочие причины, почему они никогда не покупали желтый металл. Однако в полной мере то же самое можно сказать и об авторах отчета, когда они отдельно выделяют раздел «У золота есть проблемы с доверием».

У золота проблем с доверием нет, доверия нет к бумажным денежным знакам. Золото - это физический металл, который легко поддается элементарным измерениям и объективному контролю как при помощи высокотехнологичных, так и простейших методов. Иначе его бы не использовали на протяжении веков в качестве денег. Нет необходимости доверять или не доверять золоту. Это не бумажная необеспеченная валюта, которая имеет ценность лишь тогда, когда государство под дулом пистолета заставляет доверять ей и считать ее сколь-нибудь имеющей ценность. Не доверять золоту – абсолютной на настоящий момент форме денег – означает открыто расписаться в том, что человек не знает ни истории, ни экономики.

Закончить же данную заметку можно словами из того же отчета: «Россияне мало знают о золоте и считают, что оно им не по карману. Дело в том, что в России уровень информированности о золоте довольно низкий, и в результате инвесторы начинают думать, что оно недоступно.» В значительной степени так оно и есть.

Золото становится все дороже, а рост спроса на него и ограниченность предложения делают этот драгоценный металл все менее доступным для широких слоев общества. Как говорится в одном известном высказывании о деньгах: «Золото – это деньги королей, серебро – это деньги джентльменов, бартер – это деньги крестьян, долги – это деньги рабов.» А бумажные необеспеченные валюты это и есть долги. Так что каждый сам может выбирать для себя, кем он хочет быть. Выбор за вами.

«Все зависит в доме оном

От тебя от самого:

Хочешь - можешь стать Буденным,

Хочешь - лошадью его!»

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.