Воскресенье с Александром Лежавой: «Никакой разницы»

Как хорошо известно во властных кругах, ни один хороший кризис не должен пропадать впустую. Это в полной мере будет относиться и к новой острой фазе так до сих пор и неразрешенного глобального финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2007 – 2008 годах. Разница заключается лишь в том, что на этот раз во главе США может встать человек, оказавшийся на прошедших выборах оппонентом представителю традиционной властной американской верхушки. Население США отдало предпочтение Трампу, посчитав, что перемены необходимы. Такое развитие событий создало благоприятные условия для того, чтобы истинные виновники нынешнего кризиса получили возможность сделать американский народ и выбранного им президента виновными в его новой острой фазе.

Стоит вспомнить, что новым министром финансов США станет очередной выходец из банка Goldman Sachs, и обещания Трампа «расчистить болото на капитолийском холме» могут остаться лишь предвыборными обещаниями. Контроль за финансами, а без финансирования невозможно осуществлять какие-либо крупные проекты и работы, остается в руках тех, кто на протяжении нескольких последних десятилетий осуществлял его и раньше. Это позволяет с достаточной долей уверенности полагать, что какие бы перемены не планировал Трамп, они будут идти на пользу прежде всего транснациональному финансово-банковскому бизнесу.

За прошедшие восемь лет с момента начала текущего кризиса транснациональные банки стали еще больше, их политика - гораздо более рискованной, а их активы – еще хуже, чем тогда. Банкам и финансовым властям удалось оттянуть на пару лет второй пик кризиса, но проблема заключается в том, что поступать так бесконечно невозможно. Исторический опыт свидетельствует, что какими бы влиятельными ни были люди, объективные экономические законы оказываются сильнее. И чем дольше удается оттянуть развязку, тем сильнее и разрушительнее бывает их действие. Пирамида долга и построенных на его базе всех бумажных необеспеченных валют неизбежно рухнет, и это будет не вина Трампа, а скорее его беда. Впрочем, это и связанные с этим риски он, судя по всему, представляет себе довольно ясно. Также как и роль Федерального резерва США, который Трамп открыто обвинил в стремлении удержать ситуацию под контролем и не дать лопнуть «пузырю» со всеми вытекающими из этого последствиями до тех пор, пока у власти находится нынешняя администрация.

Удастся ли Трампу как-то решить проблемы, созданные за последние годы банками, или нет, покажет время. Полностью исключать это было бы неправильно, но с учетом того, что Вашингтоном правят банковские лоббисты, вероятность успеха Трампа в этом возможном противостоянии выглядит стремящейся к нулю. К тому же до момента, когда он может занять президентское кресло, еще довольно много времени, и многое еще может произойти. Как в свое время отмечал классик, проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен.

Если смотреть на происходящее с позиций обычного человека, то для него нет принципиальной разницы в том, кто будет находиться у власти в США в момент начала второй острой фазы кризиса. Когда она начнется, все бумажные «сбережения», в том числе в любых бумажных необеспеченных валютах, и остатки на банковских счетах окажутся под угрозой. На неопределенный срок могут быть введены банковские каникулы, когда какие-либо безналичные расчеты или операции по счетам станут невозможны. Банкноты могут быть выведены из обращения и/или заменены новыми. Валюты могут быть резко девальвированы. Средства на счетах могут быть заблокированы по решению правительств полностью и/или могут быть введены ограничения по снятию средств со счетов. Иными словами, у властей существует масса способов «сравнительно честного» изъятия сбережений у населения. Если, конечно, они находятся внутри современной банковской системы. И недавние события в Индии представляют собой самый яркий тому пример.

Что касается Мексики, Уругвая, Таиланда, Швеции, Греции, России и целого ряда других стран, то разница заключается лишь в том, что пока схожие процессы не носят столь всеобъемлющего характера как в Индии и протекают в более мягкой форме.

В условиях новой острой фазы кризиса, когда все бумажные «активы» могут сразу же оказаться под угрозой полного обесценивания, ценны будут лишь реальные материальные активы, из которых наиболее ценными всегда на протяжении известной человеческой истории были твердые обеспеченные деньги – физическое золото и серебро. И если финансово-экономическая ситуация станет действительно критической, реальные деньги, а не бумажные фантики разнообразных валют, дадут возможность пережить кризис с минимальными возможными потерями.

НОВЫЙ YOUTUBE КАНАЛ GOLDENFRONT.RU СМ. ЗДЕСЬ.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.