Воскресенье с Александром Лежавой: «О банках и деньгах»

банковский сейф

Что самое главное в банковском бизнесе? Количество имеющихся у банка средств? Его размеры? Нет. Самое главное – это доверие. Всё остальное вторично. Особенно хорошо важность доверия к банкам понимают центральные банки, выпускающие и заставляющие участников рынка использовать вместо денег денежный суррогат – необеспеченную бумажную валюту. Если доверие к ней и выпускающим эти фантики структурам упадет до нуля, то этими разноцветными бумажками можно будет оклеивать стены. Хотя… из-за содержащейся в этих кусочках бумаги значительной части таблицы Менделеева вряд ли это будет полезно для здоровья.

В этой связи будет довольно интересно посмотреть на то, насколько люди доверяют банкам и всей финансово-банковской системе в целом, и изменилось ли их отношение к ней за последние лет десять. Руководство центральных банков может рассказывать разные красивые истории о росте числа окормляемых ими участников рынка, снижении объемов операций с наличными и тому подобные истории. Возможно. в отдельно взятых странах так оно и происходит, но если посмотреть на общую ситуацию в мире, то картина там выглядит несколько иначе.

Поворотным пунктом в вопросе доверия к банкам можно считать первую волну глобального экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Именно тогда наметился заметный поворот в существенном снижении доверия участников рынка к мировой банковской системе. Причем это снижение доверия носит не какой-то качественный, а вполне отчетливый количественный результат. Его можно точно измерить, и он далеко не в пользу банков.

В отличие от бумажной необеспеченной валюты, фундаментом которой является доверие, у твердых обеспеченных денег необходимость в доверии к ним отсутствует. Они ценны сами по себе. И их можно реально измерить. Именно возможность объективных измерений позволяет дать оценку того, насколько в обществе за последние десять лет снизилось доверие к банкам и необеспеченной бумажной валюте.

За период с 1999 по 2008 год покупки золотых и серебряных слитков и монет составили 3965 тонн золота и 15300 тонн серебра. В среднем ежегодно вложения в золото и серебро составляли 396 и 1524 тонны соответственно. С 2009 по 2018 год в мире было куплено 16200 тонн золота и 57800 тонн серебра. В среднем ежегодно покупалось 1187 и 6090 тонн желтого и светлого металла соответственно.

Таким образом, вложения средств в золото за последнее десятилетие выросло более чем в 4 раза, а в серебро почти в четыре (если точнее, то в 3,8) раза. Это вполне наглядный объективный показатель деградации доверия к современной банковской системе.

Может возникнуть вопрос: много это или мало? По сравнению с гигантским мировым казино с его необеспеченными валютами и якобы ценными бумажками, в которые вынуждены играть 99% населения планеты, пока это еще совсем немного, но эта картина заметно изменится. Всему свое время.


Как уже отмечалось на этих страницах, 29 марта золото вновь становится активом 1 уровня и формально столь же ценным как наличные – все та же необеспеченная бумажная валюта – и государственные облигации – все те же якобы ценные бумажки. До этого момента, согласно документам Банка международных расчетов, желтый металл рассматривался как актив 3 уровня и оценивался в 50% от его рыночной стоимости. Смешно? Конечно, но такие правила игры устанавливала эта наднациональная структура, присвоившая себе право диктовать условия для центральных банков всего мира.

После ремонетизации золота возникает, правда, один довольно занятный вопрос: будут ли необеспеченные бумажные валюты и государственные облигации столь же ценными как и золото? Ответ на него даст время, и что-то подсказывает, что ответ будет точно таким же, как и много раз до этого.

Есть лишь одна проблема, на которую хотелось бы обратить особое внимание. Спрос на физическое золото в нашей стране в 2018 году составил всего 2,8 тонны или 0,02 грамма на человека. Это чрезвычайно низкий показатель по сравнению с другими странами. Так на каждого гражданина Германии в прошлом году пришлось 1,16 грамма, в Китае — 0,22 г/чел., в Индии — 0,12 г/чел. На это влияет целый ряд факторов, начиная от законодательства и заканчивая стабильным снижением уровня доходов самых широких слоев населения в последние годы. Причем столь низкий спрос самым кардинальным образом противоречит политике в отношении золота самого российского государства и Банка России, которые ударными темпами уже на протяжении целого ряда лет продолжают скупать физический драгоценный металл.

Помимо всего прочего создается впечатление, что действующая российская власть уже сегодня рассматривает своих граждан как потенциальных конкурентов на рынке золота, что вновь возвращает нас к тому самому, поднятому в начале этой заметки вопросу о том, стоит ли доверять современной банковской системе или нет.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.