Воскресенье с Александром Лежавой: «О борьбе за «чистоту» рядов»

Вторник 13 сентября 2016 года поистине удался на славу. Не успели забыться новости об обысках в Банке России в связи с украденными их сотрудниками в одном из коммерческих банков дивана, вазы и картины, как на нас выплеснулось столько новостей из российской финансово-экономической жизни, что просто глаза разбегаются. У очередного банка отозвали лицензию. А чего стоит хотя бы встреча главы финансового супермегарегулятора, известного также в определенных кругах как Банк России, Э. Набиуллиной с российским президентом.

Если просто просматривать заметку, размещенную по второй ссылке, то рядовому читателю ничего особенно в глаза не бросается, но если прочесть ее внимательно, то результаты «борьбы» ЦБ с незаконным обналичиванием денежных средств вряд ли могут вызвать какую-то иную реакцию кроме гомерического хохота.  Правда это смех сквозь слезы. Причем цифры называют сами руководители ЦБ, вероятно вполне искренне полагая, что это достижения, за которые их стоит дополнительно поощрить.  Итак, уделим цифрам чуть более пристальное внимание. Количество банков, занимающихся незаконной обналичкой, за последние три года сократилось в 15 раз со 150 до 10, тогда как объемы этих операций в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократились на треть  или всего лишь на 33% до 400 миллиардов рублей.

Как говорится, почувствуйте разницу. Одно дело - в 15 раз, и совсем другое – всего 33%. Получается, по словам самого главы ЦБ, что на 140 закрытых за обналичку банков приходилась всего лишь треть оборота по данному виду деятельности. Иными словами, акция устрашения ЦБ по «ликвидации» обналички была направлена против тех, кто и так не оказывал какого-то существенного влияния на этот рынок, а лишь путался под ногами, но так и не затронула основных игроков этого рынка, ранее поставлявших на рынок две трети «черного» нала, а теперь - все 100%.

Если подходить к действиям ЦБ непредвзято, то Банку России конечно гораздо проще контролировать десяток серьезных игроков, что, например, в сфере кредитования, что в сфере обналички, чем возиться со всякой банковской мелочью, к тому же сбивавшей серьезным игрокам цену. Как ранее отмечал один из зампредов ЦБ Д. Скобелкин, в результате действий мегарегулятора произошел пятикратный рост цен на такие услуги (с 2 – 3% до 15%). Таким образом, количество банков-конкурентов в этой сфере легкими движениями руки было сокращено, а доходность по операциям существенно увеличена. Сплошная выгода, а самое главное – правильным ребятам.


Что касается самих правильных ребят, то, как отмечал тот же ЦБ, более 80% операций подобного рода идут с помощью пластиковых карт. И здесь возникают две пикантные детали. Во-первых, ни для кого не секрет, какие именно банки выпускают самое большое количество пластиковых карт. Как известно, они стоят в самом верху списка крупнейших российских банков, а в некоторых из них крупнейшими акционерами является или сам мегарегулятор, или государственные структуры. Во-вторых, пластиковые карты, за широчайшее внедрение которых так ратует тот же ЦБ, оказываются, по словам того же ЦБ, основным инструментом для незаконной обналички. Казалось бы, достаточно отказаться от использования пластика внутри страны, и 80% обналички должны исчезнуть. Но нет. ЦБ гораздо проще пустить под нож 140 коммерческих банков с их 33%, чем отказаться от пластиковых карточек и, вероятно, 90% обналички.

Сложить два и два особых сложностей не представляет. Правда в этом случае борьба за «чистоту» банковских рядов, о котором президенту докладывала глава мегарегулятора, предстает перед нами не столько в том виде, как она преподносится, сколько в виде использования административного ресурса для банального передела и монополизации рынка незаконной обналички. Что касается пострадавших в результате этого передела юридических и физических лиц, потерявших свои средства в результате отзыва у банков лицензий, то какое до них дело руководству мегарегулятора, когда оно в сложных условиях мирового финансово-экономического кризиса решает фундаментальную по своей важности задачу. Как известно, лес рубят, щепки летят. Что же касается современной банковской системы, то для сохранения своих сбережений и душевного спокойствия держитесь от нее подальше.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.