Воскресенье с Александром Лежавой: «О дополнительном источнике предложения»

Когда заходит речь о монетах из драгоценных металлов, внимание всегда уделено тому, сколько новых монет было отчеканено и поступило на рынок. При этом наиболее пристально следят за результатами работы Монетного двора США. Это неудивительно, поскольку он является мировым лидером по объемам поставок монет из драгоценных металлов. Что же касается вторичного рынка монет, то обычно на него не обращают особого внимания.

Однако, как выясняется, существенный вклад в общие объемы предложения монет из золота в последние годы вносили не только монетные дворы. Крупным продавцом монет был американский Permanent Fund, который в период 2012 – 2015 годов продал на открытом рынке миллион унций золотых «орлов» и «кленовых листьев»,, отчеканенных ранее.

До середины 2012 года управляющий миллиардами фонд был крупным покупателем золота. В желтом металле он держал 20% своих активов, причем 2/3 его золотого запаса составляли унцовые «орлы» и «кленовые листья». На конец июля 2012 года он располагал 761469 унциями золота в слитках и 1,4 миллионами унций в золотой монете.

Однако снижение мировой цены на золото привело к тому, что фонд в течение трех лет сокращал свои запасы драгоценных металлов, и на 31 октября 2015 года количество имевшихся у него золотых монет  составило всего 350 тысяч унций. Запасы слиткового золота он сократил более чем наполовину до 308995 унций. Но если золото в слитках реализовывалось через биржу, то монеты уходили на открытый рынок, и это дало дополнительно 1,05 миллионов унций.


Для лучшего понимания масштабов дополнительного предложения золотых монет только этим фондом, которые, кстати сказать, были полностью потреблены рынком, стоит привести объемы золотых монет, поставленных в 2012 – 2015 годах Монетным двором США. Четыре года производства дали менее 3 миллионов унций золота. Если точнее, то 2,9355 миллионов унций. Таким образом, фактически только один этот фонд дополнительно выбросил на рынок треть от совокупного производства за четыре года золотых монет крупнейшего монетного двора в мире. Все эти монеты скорее всего разошлись по частным покупателям.

То, что рынок фактически не заметил этого дополнительного миллиона унций предложения, наглядно свидетельствует о том, что он способен потребить не просто больше, чем выпускают все монетные дворы мира, но гораздо больше. Интересно здесь, пожалуй, и то, что в отличие от крупных институциональных игроков, вынужденных отслеживать колебания биржевых цен драгоценных металлов и уменьшать свои физические запасы, когда мировая цена драгоценных металлов снижается, розничные инвесторы могут спокойно игнорировать эти локальные колебания цен, не отвлекаясь на них, и сохранять имеющийся у них драгоценный металл.

В связи с тем, что понижательная тенденция на рынке золота завершилась, фонд также мог прекратить продажу хранившихся у него золотых монет и перейти вновь к их накоплению. Проблема здесь заключается лишь в двух моментах: сможет ли он вновь накопить те же объемы запасов золота, что и раньше, и в какие сроки ему удастся это сделать. Если, конечно, удастся.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.