Воскресенье с Александром Лежавой: «О драгоценных металлах сегодня и завтра»

твердые деньги

Какой это все-таки интересный товар для западного человека – твердые обеспеченные деньги. Они в корне отличаются от обычных товаров, которые любой покупатель стремится приобрести как можно дешевле. С золотом и серебром все обстоит с точностью до наоборот.

Пока они сравнительно дешевы относительно бумажных необеспеченных валют, то привлекают мало внимания со стороны почтеннейшей публики. И чем сильнее они дешевеют, тем меньше находится желающих обменять имеющиеся у них на руках необеспеченные бумажные фантики, носящие звучное наименование валюты, на физическое золото и серебро. Ситуация коренным образом меняется, когда мировая цена на драгоценные металлы начинает расти. Вместе с ее ростом увеличивается и количество желающих прикупить себе золото и серебро. И чем рост сильнее, тем больше и спрос.

События этой недели лишь подтверждают этот привычный для драгоценных металлов парадокс. Пока цена на них снижалась, как, например, в апреле и первой декаде мая этого года розничный спрос находился на низком уровне, но как только мировая цена на золото в мае вновь начала расти, сразу же выросли и объемы покупок монет из драгоценных металлов. Западный розничный рынок вновь обрел веру в защитные свойства драгоценных металлов. Продажи Монетного двора США с начала мая уже более чем на 40% превысили апрельские показатели по золотым и почти в два раза – по серебряным «орлам», причем основной спрос пришелся на несколько последних дней.

Среда и четверг третьей недели мая интересны еще и тем, что цена золота уверенно прошла вверх три важных в техническом анализе индикатора -  50-, 100- и 200-дневные скользящие средние. Из уровней сопротивления они стали уровнями поддержки. Другим важным моментом стало и то, что золото также прошло вверх отметку в 1260 американских дензнаков за унцию. Если ему удастся закрепиться выше этого уровня на ближайшие несколько дней, это будет означать, что положен окончательный конец многолетнему понижательному тренду, имевшему место со времен номинального ценового максимума, установленного в 2011 году. Первая не вполне удачная попытка была предпринята в апреле этого года, но на этот раз есть все шансы, что она увенчается успехом. Физические золото и серебро медленно, но верно восстанавливают свою роль в мировой финансовой системе.

Это тем более важно, что многочисленные риски, присущие современной финансово-экономической системе, начинают все более отчетливо воплощаться в жизнь. На фоне усилий, прилагаемых властями различных стран, по полному отказу от наличных и переводу населения на безналичные расчеты (в этом явно лидирует Швеция, где даже церковные приходы и бездомные начали принимать безналичные платежи) растут и реализуются на практике разнообразные киберугрозы.

Они тем более удобны, что их крайне сложно отследить и выявить их инициаторов, но их можно использовать как с целью наживы, так и в качестве оправдания за широкомасштабные финансовые потрясения. Например, их можно было бы применить для «перезапуска» финансовой системы, когда можно было бы сослаться на последствия широкомасштабной кибератаки, организованной некими хакерами, как удобный повод для того, чтобы не платить по имеющимся долгам и не выполнять взятых на себя финансовых обязательств. Ею же можно было бы объяснить и организацию обвала фондового рынка, и необходимость замены нынешней мировой резервной валюты на какую-то иную, но столь же необеспеченную и бумажную. Что касается виновных, то ими естественно будут названы не реальные виновники, подготовившие и организовавшие нынешний кризис, а внешние силы – Северная Корея, Иран, Сирия, Россия, Китай, Афганистан да кто угодно, кто в данный конкретный момент будет назначен основным врагом Запада. Отказаться от своих долгов под прикрытием обвинений других во внешней кибератаке, разве это не отличное решение собственных проблем за счет всего остального мира?

Когда это произойдет, это может стать смертельным ударом по доверию ко всем бумажным и необеспеченным валютам. Ведь в этом случае единственным средством расчетов, которому можно будет доверять, останутся только твердые обеспеченные деньги, которыми исторически были физическое золото и серебро. Но тогда вопрос будет заключаться не в том, какой будет их цена, выраженная в той или иной необеспеченной бумажной валюте, а какова будет цена того или иного товара, выраженная в граммах или унциях золота или серебра.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.