Воскресенье с Александром Лежавой: «О финансовой грамотности для дошкольников»

Банк России

Банк России на протяжении уже нескольких лет остается озабоченным вопросами повышения финансовой грамотности населения. Он даже что-то делает для этого. Как раз для подобных ситуаций есть хорошая поговорка «Кто умеет, тот делает, кто не умеет, тот учит, как надо делать». Но, если задуматься, чему и кого реально это заведение и ныне работающие в нем специалисты могут научить с тем уровнем знаний, которыми обладают сами? Достаточно посетить сайт центрального банка, ориентированный на повышение финансовой грамотности населения, чтобы понять, что содержащаяся на нем информация зачастую содержит прямую угрозу для сбережений и благосостояния наших граждан.

Вероятно, осознав собственную неспособность самостоятельно как-то повлиять на финансовые представления более взрослых представителей российского общества, Банк России обратился за помощью к государственному учреждению, известному как Минобрнауки, чтобы обратить свое совместное внимание к повышению финансовой грамотности самой незащищенной от подобной пропаганды группе населения – детям дошкольного возраста.

Эти заведения совместно разработали и с 1 сентября этого года запустили образовательную программу для детских садов под названием «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (https://fincult.info/upload/iblock/7ec/economich_vospitanie_doshkolnikov_01.pdf). Желающие могут ознакомиться с этим шедевром канцелярско-бюрократической мысли, но в этой программе есть несколько моментов, на которых хотелось бы остановиться отдельно. Их наличие, а в отдельных случаях отсутствие, откровенно удивляет.

Прежде всего это касается того, что во всей программе есть лишь одно, да и то вскользь, упоминание о кредите, и ни слова о том, почему он просто необходим населению и прежде всего подрастающему поколению. В условиях, когда основная задача современного образования, как отмечал в свою бытность министром образования гр-н Фурсенко, вырастить потребителя, отсутствие в подобной программе столь важного элемента для экономического закабаления населения не может не вызвать удивления. Не менее удивительно и то, что там нет никаких упоминаний о пластиковых картах и том, насколько они «прогрессивны» по сравнению с «устаревшими» монетами и банкнотами.

Вместо этого, дошкольников по старинке почему-то учат тому, что основными качествами экономической деятельности являются «бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие». А теперь, как говорится, внимание, вопрос: назовите хоть одно из перечисленных выше качеств, присущих деятельности центрального банка РФ? Или, может быть, они присущи тому, что делает Дума или правительство? Сложно сказать, но, похоже, авторы программы как-то не подумали о том, что после изучения подобного материала будущие первоклашки в финансовых вопросах могут оказаться грамотнее всего того сборища юристов, собравшегося в обоих ветках законодательной и исполнительной власти.

Этим дело не ограничивается. Дети, в соответствии с программой, должны освоить «взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества». Тут авторы вообще откатываются в какое-то дикое Средневековье. Продукт в результате труда, а потом за этот продукт еще и деньги? И чтобы его стоимость еще зависела от качества продукта? Да где это видано в постиндустриальном обществе? И что это вообще за формула «труд — продукт — деньги», или авторы программы считают себя умнее основоположника, твердо обозначившего современные подходы, раз и навсегда установив, что схема должна быть только такой: «деньги – товар – деньги штрих»? Ни о каком отдельном «труде» у Маркса, насколько помнится, речи не идет, это точно такой же товар, который покупается и продается, как и любой другой.


Про взаимосвязь же в современном мире стоимости товара от качества продукции могли написать только люди, живущие в каком-то абсолютно идеальном, а не реальном мире и ни разу не заходившие в магазины. Иначе как бы они могли объяснить пришедшему с родителями в магазин дошкольнику, что, например, килограмм бананов, привезенных бог знает откуда, стоит в этом магазине 30 рублей, а в соседнем точно такие же – уже 60 рублей, а яблоки, бесплатно растущие у нас прямо за окном, в первом магазине стоят 80 рублей, а в соседнем – все 150?  А качество и у тех, и у других совершенно одинаковое. И причем здесь какое-то качество?

Требование же программы воспитывать в детях «уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги» вообще может подвести чуть ли не под уголовное преследование по статье о разжигании ненависти к определенным категориям лиц. Ведь в нашем обществе есть целые слои, представителям которых можно задать вопросы об источниках и легальности происхождения их капиталов и сравнительно честных способах отъема денег у населения. И первый, кому этот вопрос может быть задан, это сам Банк России и его руководство.

Есть еще пара заметных моментов программы, на которых стоит остановиться. В частности, там говорится, что «За свой труд взрослые получают деньги». Называть деньгами всю ту бумажную необеспеченную валюту, выпускаемую центральными банками, если вы не хотите врать детям, у любого мало-мальски приличного человека язык не повернется. Это точно такие же фантики, как и «деньги» из игры «Монополия».

И ведь что забавно. Тот же сайт ЦБ, посвященный повышению финансовой грамотности, в своей заметке «Как разговаривать с детьми о деньгах» (https://fincult.info/articles/semeynyy-byudzhet/kak-razgovarivat-s-detmi-o-dengakh/) вполне откровенно пишет: «Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии»». У любого человека, обладающего элементарным здравым смыслом, возникает естественный вопрос: «А деньги-то здесь где? Разные фантики вижу, одни компания Hasbro выпускает, другие – центральный банк, а настоящие деньги-то где? Ни серебряных, ни тем более золотых монет здесь что-то не видно.» Ведь, как говаривал чуть более 100 лет назад Дж.П.Морган: «Золото – это деньги и ничего более.»

И в завершение стоит упомянуть о том, что программа рекомендует познакомить дошкольников с понятиями доходов и расходов, а также бюджета (на примере семьи). То, что на таком примере, можно понять, ведь экономика – это наука о ведении домашнего хозяйства. И нравится родителям или нет, но они вынуждены как-то сводить свои доходы и расходы. А теперь попробуйте объяснить тому же пытливому дошкольнику, когда он спросит у своей воспитательницы, рассказывающей ему все эти выдуманные Банком России и Минобрануки истории: «Скажите, пожалуйста, а как при 13 триллионах доходов и 16 триллионах расходов правительство сводит свой бюджет, и еще у него дополнительные триллионы остаются?» Что-то подсказывает, что ответом на этот вполне справедливый вопрос будет лишь печальная улыбка воспитательницы, которой радеющие о народе правительство и законодатели на пять лет повысили пенсионный возраст.

Мои книжки

«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,

«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,

«Занимательная экономика»,

«Деньги смутных времен. Древняя история»,

«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV – XVIII веках»

можно прочитать или скачать по адресу http://www.proza.ru/avtor/mitra396

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.