Воскресенье с Александром Лежавой: «О «конспирологии» и глобальном кризисе»

epidemia

За прошедшую неделю с момента написания 27 января заметки «Об оружии массового поражения в экономической войне» появилась масса разнообразных статей и выступлений, связанных со вспышкой эпидемии коронавируса в Китае. Некоторые из них, например, касавшиеся внутрикитайской драки за власть в контексте эпидемии, были чрезвычайно интересными.

Другие, например, о том, что китайцы украли этот тип коронавируса в Канаде, привезли его к себе, сделали из него в Ухани боевого микроба, который сбежал и начал расползаться по всему свету, выглядят как откровенная антикитайская пропаганда и попытка переложить ответственность за происходящее на самих пострадавших. Вполне в западном духе.

Достаточно только представить, что страшную болезнетворную бациллу провезли через полмира без каких-либо последствий для окружающих, а из специализированной биологической лаборатории с высочайшими уровнями защиты он вдруг вырвался на оперативный простор, как вся эта внешне правдоподобная история начинает напоминать волшебную сказку или фантастику.

Другая схожая с ней история гласит, что, дескать, китайцы, чье население стареет, разработали и применили этот тип коронавируса, чтобы сократить численность своего пожилого населения. С учетом того, как на Востоке относятся к представителям старшего поколения, подобная версия могла прийти в голову только людям, обладающим опять же лишь западным людоедским мышлением.

Однако ни та, ни другая версия событий не противоречит тому, что этот коронавирус имеет искусственное происхождение. Весь вопрос заключается лишь в том, кто конкретно его разработал. Из появившейся за эти дни информации следует, что он имеет в своей структуре включения, характерные для вируса иммунодефицита человека, а это, по мнению вирусологов, крайне нетипично и подливает масло в огонь подозрений об искусственно созданном биологическом оружии. Да, кстати, не многие знают, что, по крайней мере, американцы патентуют вирусы, включая и коронавирусы.

Стоит уделить внимание еще буквально паре моментов. В апреле 2018 года небезызвестный в определенных кругах создатель компании Microsoft Билл Гейтс в своем послании к Массачусетскому медицинскому обществу заявил о возможности повторения эпидемии, аналогичной эпидемии испанки 1918 года, выкосившей 33 миллиона человек по всему миру. Не менее важно и то, что Эрик Тонер, работающий в Центре защиты здоровья Джона Гопкинса и проводивший моделирование глобальной пандемии с использованием аналогичного китайскому типа вируса, согласно которой в период до 18 месяцев она может унести жизни 65 миллионов человек, осуществил это исследование в рамках сотрудничества Центра Джона Гопкинса, Всемирного экономического форума и Фонда Билла и Мелинды Гейтс.

Достаточно вспомнить, как вслед за визитом представителей этого фонда в Индию буквально пару лет назад там местными властями было осуществлено изъятие из обращения почти 90% наличных, спровоцировавшее тяжелейший экономический кризис, чтобы с высокой степенью достоверности предположить, что это моделирование было проведено с совершенно четко поставленными целями и перспективами. Практическая же реализация этого плана – это не более чем активное мероприятие соответствующих спецслужб.

Другим не менее важным моментом представляется то, что официальные средства массовой информации стремятся отнести все большее количество появляющихся косвенных улик к сфере конспирологии (но стараются по мере своих возможностей не называть их придуманным в ЦРУ США термином «теория заговора»), на которые не стоит обращать внимания, а крупнейшие соцсети решили ввести на подобные публикации фактическую цензуру. В общем, ничего интересного. Это чистая конспирология, поэтому не задерживайся, проходи мимо, не переживай, сохраняй спокойствие и продолжай повиноваться.

Теперь попробуем представить себя на месте китайского руководства. Даже если у него есть неоспоримые подтверждения применения, например, теми же американцами биологического оружия, будет ли оно готово публично признать и объявить об этом факте? Подобное заявление – это фактическое объявление войны, ядерной войны. Нужно ли это китайскому руководству? Вряд ли. По целому ряду причин. Поэтому даже если они не просто уверены в этом, но абсолютно точно знают, то скорее всего они будут молчать об этом, продолжат бороться с эпидемией и поддерживать версию о естественным появлении болезни.

Однако это все - геополитика, которая напрямую связана с экономикой. Экономический же итог данной акции, как представляется, предельно прост: китайцев назначили крайними за новую волну экономического кризиса и резкое падение мирового производства и торговли. При этом они вроде и виноваты, эпидемия началась в Китае, но в то же время вроде как и нет. Распространение болезни началось потому, что якобы кто-то съел зараженную новым вирусом летучую мышь. Так что вроде бы все произошло по естественным причинам, и никто ни в чем не виноват.

С учетом того, что Ухань является крупнейшим промышленным центром страны, в котором действуют 300 из 500 крупнейших мировых компаний, включая Honda, Renault, PSA, General Motors, Microsoft, Siemens и прочих, длительный паралич производства в связи с борьбой с эпидемией и карантинными мерами может привести к нарушению всех цепочек поставок. Если это будет продолжаться пару недель, то для мировой экономики и отдельных компаний это неприятно, но, наверное, не столь критично. Однако, если такое положение вещей продлится на протяжении месяцев, компании неизбежно начнут искать выход из сложившейся ситуации и налаживать новые каналы. Это дорого, сложно и потребует значительного времени, но, если такое решение будет принято, крупные компании начнут реализовывать его на практике.

Собственно говоря, нарушение цепочек поставок уже началось. Первыми в этом ряду оказались поставщики сырья, в частности, такого важнейшего для промышленности металла как медь. Акции крупнейшего в мире поставщика меди на мировой рынок Freeport-McMoRan начали падать параллельно со снижением мировых цен на это сырье. Глава компании оценил эпидемию коронавируса в Китае как прилетевшего «черного лебедя», о неизбежном появлении которого говорили уже на протяжении целого ряда лет. Поскольку на долю Китая приходится 50% поставок сырья основных металлов, происходящее там в полной мере касается и их.

Действия Всемирной организации здравоохранения и объявление эпидемии в Китае чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, с одной стороны, не являются чем-то необычным (это уже пятое аналогичное объявление с 2009 года), с другой, речь идет о Китае – мировой промышленной фабрике и стране, в которой живет около 15% населения планеты. ВОЗ заявила, что верит в возможность Китая самостоятельно справиться с вспышкой инфекции, но телевизионная картинка людей в костюмах химической и биологической защиты и пустынные улицы китайских городов производят на население других стран гораздо более сильное впечатление, чем какие-то бумажки.


Поэтому не должно вызывать удивления, что другие страны прекращают сообщение с Поднебесной, по возможности эвакуируют оттуда своих граждан, а то и вводят жесткие карантинные меры в отношении прибывающих из этой страны лиц. Начавшееся расползание болезни по другим странам создает дополнительные риски для мировой экономики и торговли и лишь ускоряет темпы ее падения.

Может возникнуть вопрос: почему можно говорить о том, что китайцев назначили ответственными за кризис? Для этого стоит взглянуть на графики изменения цен на мировое сырье. Они интересны тем, что падение мировых цен на медь, алюминий и прочие металлы началось примерно с 20-ых чисел января, когда активно заговорили об эпидемии в Китае, а мировая цена на нефть начала свое снижение еще за две недели до этого. Датой активного начала этого процесса стал день убийства американцами иранского генерала Сулеймани. Именно тогда мировые цены на нефть совершили резкий, но короткий рывок вверх, после чего пошло их быстрое снижение, поддержанное за этим и остальными видами промышленного сырья.

Могу ошибаться, и буду рад, если ошибусь, но демонстративное убийство Сулеймани 2 января 2020 года были тем звонком, который громко и отчетливо обозначил начало новой волны мирового кризиса.

Что же касается золота, то как и во все неспокойные времена мировая цена желтого металла продолжила свой путь наверх. Резкий, но короткий скачок цены после убийства Сулеймани и последовавшее за ним ее снижение были напрямую связаны с локальным ростом геополитической напряженности. Это было отдельное событие, не изменившее общего движения мировой цены золота вверх. За прошедший январь она выросла в американской валюте на 3,83%, что эквивалентно 45,96% годовых.

Что же касается российского рубля, то, хотя эпидемия случилась в Китае, он начал дешеветь как относительно американской валюты, так и еще быстрее относительно золота. За месяц цена грамма золота, по данным Банка России, выросла на 6,7%, что эквивалентно 80% годовых.

На этом, пожалуй, можно завершить сегодняшнюю заметку. Вторая волна глобального финансово-экономического кризиса, похоже, не только началась, но, что бывает довольно редко, о ней было официально объявлено во всеуслышание. Правда подавляющее большинство могло пропустить это объявление мимо ушей, ведь для них это все не более чем очередная «конспирология» и «теория заговора».

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.