Воскресенье с Александром Лежавой: «О криптовалюте и драгоценных металлах»
- дата: 29 ноября 2020 (источник от 27 ноября 2020)
Финансовые рынки находятся в состоянии эйфории. Фондовые индексы бьют новые рекорды… Цена на биткойн устанавливает новые рекорды… И только на золото цена снижается. Хотя… это падает цена на биржевое – бумажное – золото.
Происходящее на рынках представляется чрезвычайно показательным. Рынки исходят из того, что новая (старая) команда, пришедшая в США к власти после президентских выборов, будет заливать рынки огромным количеством свежеотпечатанных фантиков. Результатом этого станет рост цен на все активы. В первую очередь это относится к спекулятивным активам вроде акций, индексов или криптовалют таких как биткойн.
Найдется масса уверовавших в биткойн простаков, которые тут же заверещат, что биткойн – это деньги, а автор этой заметки ничего не понимает в новых финансовых технологиях. Это их право. Кто-то верит в бога, кто-то – в биткойн. Однако, если сравнивать деньги и криптовалюты, есть несколько моментов, которые заслуживают особого внимания.
Во-первых, чем биткойн или любая иная криптовалюта отличаются от современных безналичных валют? По сути, ничем. Ни та, ни другая ничем не обеспечена, и вряд ли слова их производителей можно считать хоть за какую-то гарантию.
Кто-то скажет, что в случае с криптовалютами ведется распределенная база данных, но это – всего лишь попытка уклониться от прямого ответа на поставленный вопрос. Распределенная или централизованная база данных – это не более чем механизм учета и только.
Другие скажут, что количество тех же биткойнов в отличие от необеспеченных бумажных валют, которых можно напечатать сколько угодно, ограничено. Чисто внешне так оно и выглядит, но есть одно большое «но». В отличие от бумажных валют, когда минимальная единица в случае, например, российского рубля – копейка, в случае с криптовалютой такого минимального предела не существует. Ее минимальную величину можно уменьшать бесконечно долго. В этом плане разница между бумажной необеспеченной валютой и криптовалютой заключается в том, что первая по своим объемам будет стремиться к бесконечности, а вторая путем дробления стремиться к такой же бесконечности – в данном случае нулю.
Во-вторых, и у необеспеченной бумажной валюты и у криптовалюты существует лишь одна из пяти функций денег – расчетная. Использовать их для целей сбережения и накопления бессмысленно из-за инфляции первой и полной виртуальности второй. Это фантазийные деньги, которые исчезнут сразу же как только выключится электричество, а в случае с криптовалютой – достаточно даже того, чтобы исчез интернет.
В-третьих, довольно показательно то, что власти и центральные банки, которые очень ревниво следят за тем, чтобы кто-нибудь из обычных людей или предприятий ни в коем случае не выпустил собственных денег или валюту даже в виде каких-нибудь обеспеченных тем или иным товаром расписок или талонов, которые тут же называют денежными суррогатами и бросают на борьбу с ними всю мощь государства, не предпринимают никаких серьезных мер по борьбе с криптовалютами.
Это означает, что криптовалюты и тот же биткойн не представляют какой-либо угрозы для современной бумажной денежной системы, от которой сегодня зависит мир. Скорее напротив. Они готовят почву для введения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ), которые должны создать финансовую основу для неофеодализма, когда каждый человек и предприятие будут иметь свой счет в центральном банке, и все их операции будут постоянно прозрачны для властей и контролироваться ими в режиме реального времени. Банк России планирует введение цифрового рубля и об этом прямо сообщает в своем докладе «Цифровой рубль».
И все это существенным образом отличает тот же биткойн, как обобщенное название криптовалют, от твердых обеспеченных денег - физического золота и серебра. Если бы они действительно были «варварским пережитком», в чем центральные банки и подконтрольные им СМИ пытаются всеми силами убедить публику, то они не прикладывали бы столько усилий, чтобы снизить их рыночную цену. Сделать это на спекулятивном биржевом рынке возможно, но проблема заключается в том, что это провоцирует еще больший рост спроса на физический драгоценный металл, а его невозможно напечатать. Его необходимо добыть, и его количество на мировом рынке ограничено.
Есть и еще одно существенное отличие. Каждая валюта в мире, включая и криптовалюту, имеет свои идентификационные данные, но золото означает ценность без идентификационных данных. Его ценность абсолютна, куда бы вы ни пошли. И этот факт во все большей степени вызывает истерику в среде властей и связанных с ними банков и структур. Самым свежим примером может стать письмо, разосланное Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов (ЛБМА) другим странам, осуществляющим переработку и/или торговлю золотом, с требованием привести свою деятельность в соответствие с их правилами. Требование сопровождалось угрозой, что в ином случае ЛБМА не будет допускать желтый металл, поставляемый из этих стран, на свою площадку.
Частная лавочка, представляющая собой картель из нескольких транснациональных банков, оперирующих на рынке золота, угрожает даже странам, например, Индии и Дубаю. Как говорилось в известной басне И.А.Крылова: «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона.» Прикрываясь короновирусной истерией и с ссылками на законы по борьбе с отмыванием денег, транснациональные банкиры пытаются заставить всех участников мирового рынка золота играть по своим придуманным ими правилам.
Удастся ли это им? Вряд ли. Золото – это деньги, все остальное – кредит. Попытка ввести подобные ограничения скорее приведет к тому, что ЛБМА, представляющая на текущий момент один из важнейших узлов торговли физическим желтым металлом в мире, может довольно быстро потерять свое значение. Это произойдет просто потому, что драгоценный металл перестанут туда поставлять, а предпочтут торговать им там, где условия торговли окажутся максимально комфортными. Как говорилось в «Сказке джунглей»: «Никто не связывается со слонами!» Похоже, что уверенные в своем всемогуществе банкиры окончательно потеряли ориентиры и попытались проглотить кусок, который не смогут переварить.
Это можно только приветствовать. Чем быстрее ЛБМА всплывет кверху пузом, тем быстрее вылетит в трубу и американская биржа COMEX, спекулирующая бумажным золотом и определяющая мировую цену на него. В результате мы получим более свободный и объективный рынок золота, который будет корректнее отражать то, сколько относительно желтого металла стоят все остальные бумажные валюты. Противостояние денег и фантиков переходит в новую фазу, а обычные люди, у кого еще осталось, что сберегать, продолжают накапливать у себя физические драгоценные металлы как защиту от грядущих финансово-экономических потрясений.
Наглядным свидетельством этого могут служить текущие объемы розничных продаж Монетным двором США и цены продажи. Несмотря на резкое снижение биржевой цены на золото, цена на золотые и серебряные монеты осталась на прежнем уровне, что и была на пике биржевых цен. К тому же самые ходовые золотые монеты для розничных покупателей уже который месяц отсутствуют. Объемы продаж золота авторизованным дилерам монетного двора сохраняются на октябрьском уровне, а реализация серебра только растет. По серебру ноябрь займет третье место по количеству проданного металла с начала года.
В отличие от спекулянтов сберегатели не гонятся за текущим ростом цены, они предпочитают надежность, проверенную веками человеческой истории. К тому же каждая купленная гражданами унция драгоценного металла – это очередной забитый гвоздь в крышку гроба необеспеченных бумажных валют.
У меня нет сомнений в неизбежности того, что после периода коррекции цена на драгоценные металлы продолжит свой рост во всех без исключения бумажных валютах и будет устанавливать в них все новые рекорды. Вопрос заключается в том, насколько быстрой и сильной будет эта очередная фаза роста.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.