Воскресенье с Александром Лежавой: «О нашем будущем и современности»
- дата: 9 февраля 2020 (источник от 4 февраля 2020)
Современные власти и центральные банки различных стран активно борются с наличными и стремятся перевести по возможности все расчеты как бизнеса, так и населения в безналичную форму. Так гораздо проще контролировать всех участников рынка, и что гораздо важнее для властей – собирать налоги. Поэтому вполне понятны их кампании по борьбе с наличными и стремление полностью от них избавиться.
Возможно ли это? Чисто теоретически - наверное, в реальном же практическом плане – вряд ли. Даже в столь продвинутой в этом плане Швеции с ее практически полностью безналичными расчетами местные власти осознали возможные риски и стали рекомендовать своим гражданам иметь в своем распоряжении определенный запас наличности, чтобы, если что-то произойдет с системой безналичных платежей, иметь возможность рассчитаться за товары и услуги.
Вероятно, именно поэтому кампания по борьбе с наличными в мире в последнее время несколько пошла на спад. Это, однако, не означает, что используемые для расчетов инструменты останутся таковыми в обозримой перспективе.
В этом плане довольно интересен прогноз на предстоящее десятилетие, опубликованный недавно Deutsche Bnak-ом (https://www.dbresearch.de/PROD/RPS_DE-PROD/PROD0000000000504518/Die_Welt_im_Jahr_2030.pdf). Документ интересен в целом, хотя прогнозы – это тема довольно неблагодарная.
Что же касается наличных, то, по мнению банка, они продолжат свое существование и по итогам будущего десятилетия. Слишком популярен этот инструмент расчетов среди населения. В той же Германии 60% покупок в магазинах по-прежнему оплачивается наличными. Что же касается пластиковых карт, то несмотря на то, что их количество в мире сейчас превышает 2 миллиарда, их будущее в отличие от наличных выглядит гораздо менее радужно.
Вполне возможно, что они могут полностью исчезнуть уже к 2030 году. Хотя они популярны и широко используются, но их место вполне могут занять новые инструменты, появившиеся в последние годы. Прежде всего речь идет о системах бесконтактных платежей вроде Google Pay и ей подобных, когда сама пластиковая карта как таковая не нужна. Мобильное устройство и соответствующее программное обеспечение осуществляют авторизацию проведения той или иной сделки и оплаты товаров и услуг.
Если обратиться к недавнему прошлому, то пластиковые карты вполне могут повторить судьбу еще недавно сравнительно популярных дорожных чеков, существовавших сначала в бумажной форме, затем ставших электронными и в итоге фактически исчезнувшими из обращения, поскольку с развитием безналичных расчетов с помощью того же пластика они перестали чем-либо существенно отличаться от них. С учетом того, что банки заинтересованы в сокращении расходов, а изготовление пластиковых карт для пользователей сопряжено с дополнительными расходами, с высокой степенью вероятности этот прогноз вполне может осуществиться. Причем в указанные немцами сроки.
Если немного продолжить их рассуждения и посмотреть несколько шире, то в связи со скоростью технологического прогресса в сфере электроники, распознавания образов и тому подобного вполне можно предположить, что концу следующего десятилетия для проведения расчетов уже могут не понадобиться те же смартфоны или аналогичные им устройства. Может оказаться вполне достаточно, чтобы сделка проводилась по руке, лицу или иному антропометрическому параметру человека, который он в отличие от пластиковой карты или смартфона не может потерять. Все движется именно в этом направлении.
Другой прогноз немцев заключается в том, что необеспеченные бумажные валюты, доминировавшие на протяжении почти полувека, также могут исчезнуть из обращения. С названными в прогнозе причинами этого можно соглашаться или нет, представляется гораздо важным другое: один из крупнейших и числящихся «системнозначимым» для мировой финансовой системы банк публично говорит о такой перспективе для необеспеченных валют.
В качестве возможных альтернатив он называет наднациональное золото или криптовалюты. Как представляется, второй вариант мало чем отличается от тех же необеспеченных бумажных валют, поэтому такая замена будет представлять собой очередную замену шила на мыло, когда одну необеспеченную валюту будут пытаться заменить на другую столь же необеспеченную. Совсем другой расклад будет наблюдаться, если на смену фантикам придут обеспеченные твердые деньги.
Именно так происходило всегда в более ранние периоды человеческой истории, когда доверие к необеспеченным бумажным валютам полностью исчезало. Если ход человеческой истории вновь повторится, то по логике вещей и на этот раз должна будет произойти именно такая смена. При этом для проведения расчетов могут использоваться как бесконтактные платежи, так и механизмы с использованием криптовалют. Это не более чем форма. Принципиально важным будет всего один момент: эти безналичные средства должны в полном объеме, без каких-либо дополнительных комиссий и по первому требованию владельца средств обмениваться на золото. Только тогда можно будет говорить о том, что расчеты идут обеспеченными деньгами, а не необеспеченными бумажными или электронными валютами.
Если же отвлечься от прогнозов, то напрашивается один занятный, хотя и давно понятный для тех, кто интересуется вопросами, связанными с физическим золотом и серебром вывод: если у вас есть свободные средства, которыми вы не планируете пользоваться в ближайший год, храните их в физических драгоценных металлах. Не ошибетесь.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.