Воскресенье с Александром Лежавой: «О новой волне кризиса и возможных перспективах»
- дата: 19 ноября 2017 (источник от 16 ноября 2017)
Современный мир существенно отличается от того, который был пятнадцать и даже десять лет назад, до первой волны глобального экономического кризиса 2008 года. Накопившиеся к тому моменту проблемы в мировой экономике и финансах не были окончательно разрешены, а методы, с помощью которых удалось на несколько лет оттянуть неизбежную развязку, привели к еще более существенным искажениям в этих сферах.
Речь в данном случае пойдет пока не о «количественных смягчениях», когда центральные банки по всему миру запустили в ход печатные станки по производству необеспеченной бумажной валюты, что также сыграло свою роль в произошедшем за последние годы, а несколько об ином – о производительности труда. Нравится это кому-то или нет, но благосостояние всего общества может расти только в одном единственном случае, когда растет производительность труда. Если этого не происходит, то процесс обогащения одних может происходить только за счет перераспределения существующего в обществе определенного и ограниченного количества благ в пользу этих некоторых за счет обнищания других. Именно этот процесс наиболее ярко проявляется примерно с начала последнего десятилетия.
Существующие неэффективности не устраняются, а поддерживаются и используются для извлечения прибыли их создателями и разработчиками. Наиболее яркие и близкие примеры такого подхода – это бытовая техника, в которую заранее ее разработчиками заложены такие дефекты, которые приводят к ее поломке сразу же после окончания предусмотренного для нее срока гарантии. Другим примером может служить программное обеспечение, когда очередные версии оказываются больше по своим размерам и естественно дороже, но более ограниченными по своей функциональности и удобству использования.
Волны слияний и поглощений одних компаний другими привели к образованию монополий, квазимонополий и картелей, контролирующих отдельные рынки, тогда как центральные банки и ограниченное число приближенных к ним транснациональных банков контролирует всю финансовую сферу. Держа в своих руках и полностью контролируя механизмы перераспределения общественного богатства в свою пользу, их хозяева не заинтересованы в каком-то реальном прогрессе общества и, как следствие, реальном повышении производительности труда. Рост безработицы во всех ее формах в последние годы является лишь дополнительным тому подтверждением.
Другим характерным моментом, способствующим перераспределению общественного богатства, является финанциализация всего и вся, когда реальное производство во все большей степени подменяется игрой на бирже. Это также является типичной чертой последних лет, когда рост стоимости акций и индексов происходит независимо от реального ведения дел теми или иными промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. В кино, компьютерные игры или профессиональный спорт могут быть вложены огромные средства и самые современные технологии, но на производительный труд и его эффективность они никак позитивно не влияют.
Если обратиться к истокам капитализма, то все большая замена реального производства и торговли финансовой составляющей и в конечном итоге практически полный отказ от них исключительно в пользу финансов для извлечения прибылей были характерны практически для всех стран, где капитализм одерживал верх. Операции с деньгами и производными от них инструментами, когда реальные товары фактически исключены из процесса торговли, являются высшей стадией капиталистического развития. Голландия, Англия, США, Франция – это лишь несколько наиболее ярких примеров такого процесса. Он был различен по своей длительности, но к настоящему времени торговля валютами и различными якобы ценными бумагами составляет основу богатства этих стран, тогда как реальное производство за редким исключением перенесено в Азию, Африку или Латинскую Америку.
После устранения своего последнего важнейшего конкурента на мировой арене – Советского Союза – капитализму потребовалось менее двух десятилетий, чтобы достигнуть предела своего развития, после чего начался процесс его активного саморазрушения. Попытки искусственно остановить этот процесс позволили несколько замедлить его и оттянуть время краха, но не смогли остановить его, лишь увеличив масштабы будущей катастрофы, пролог которой мы уже наблюдали несколько лет назад. То, что день расплаты неизбежно приближается, вполне очевидно всем, кто более или менее внимательно наблюдает за происходящими в экономике процессами, а биржевая игра не способна подменить собой объективные экономические законы.
Снижение цены индекса Dow Jones, выраженного в золоте, начало дополняться такими столь же негативными для фондовых рынков индикаторами надвигающегося биржевого краха вроде «проклятия Гинденбурга» и «синдрома Титаника». Каждый из них в отдельности сам по себе может быть и неточен, и необязательно свидетельствует о неизбежном крахе, но вот их комбинация, имевшая место последний раз в 2007 году, да еще в совокупности с дешевеющим относительно золота индексе может говорить о многом.
Сколь серьезным может оказаться новый крах фондового рынка, это тема для дискуссий, но уже появились оценки, исходя из соображений технического анализа, называющие возможным ориентиром падения индекса Dow Jones с высот, превышавших отметку в 23500 пунктов, до уровня в 5500 – 6000 пунктов. Это ниже, чем было в марте 2009 года. Если же падение произойдет к истокам начавшего формироваться в 1994 году «пузыря», что также является вполне вероятным развитием событий, то индекс может оказаться у отметки в 3800 пунктов.
Эти значения представляют собой интерес по той причине, что падение индексов означает бегство в защитные активы и прежде всего в золото. Таким образом, если стоимость индекса в своей нижней точке будет равно унции золота, то несложно оценить, какой может быть цена драгоценного металла к этому моменту. Исторический опыт свидетельствует также, что рост цены золота продолжается еще несколько месяцев, а то и лет, после прохождения индексами своей нижней точки. Это также можно учитывать при планировании своей долгосрочной стратегии сбережений и/или вложений. Но всё это, естественно, если не произойдет столь серьезных потрясений, в результате которых золото вновь в полном объеме станет деньгами.
И хотя настоящее и ближайшее будущее выглядят довольно мрачно, но верится, что перспективы светлые.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.