Воскресенье с Александром Лежавой: «О передовом зарубежном опыте и наших перспективах»

латвийские банки

История с латвийским банком ABLV тянется уже не первый месяц. И даже не первый год. Всё было довольно просто и типично для современного периода.  В феврале 2018 года министерство финансов США обвинило крупнейший независимый частный и второй по величине латвийский банк ABLV Bank в отмывании денег, причастности к операциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) решил не спасать банк и начать процесс его ликвидации. Латвийская Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК), выполняя инструкции ЕЦБ, с 19 февраля ввела ограничения на расчеты в ABLV Bank, а в ночь на 24 февраля 2018 года приняла решение о недоступности вкладов для обеспечения выплаты гарантированных возмещений клиентам банка.

В середине мая этого года представители КРФК посетили США и отчитались перед ними о происходящем процессе ликвидации банка. Также латвийские визитеры представили методологию проверки клиентов ABLV Bank, которая была одобрена Бюро по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN). Собственно говоря, методика относилась не только к данному конкретному банку, но и ко всем клиентам банков, находящихся на территории Латвии.

Основная идея, содержащаяся в данной методологии, довольно проста: если при проверке клиентов банка будут выявлены подозрительные сделки, деньги или клиенты, то владельцам таких счетов средства выплачиваться не будут. Как говорилось в известном фильме: «Таможня дает добро!»

После этого шага, как представляется, для российских клиентов банков существенно возрастают два вида рисков. Во-первых, это риск замораживания и конфискации их денежных средств практически в любом иностранном банке. Просто потому, что они – граждане Российской Федерации, и в духе современных западных тенденций автоматически должны внушать подозрение обслуживающим их иностранным банкам. Иначе говоря, по подозрению в желании. Собственно говоря, в определенной степени этот риск существовал всегда и раньше, но теперь американский обком дал на это свое официальное согласие.


Во-вторых, это уже чисто внутренние риски. Практически любой клиент российского банка уже сейчас вызывает у обслуживающих его банков подозрение. В прошлом году под разнообразные блокировки счетов из-за этих зачастую совершенно необоснованных подозрений попали примерно 20% российских компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу. В результате 52% попавших под блокировки компаний были вынуждены полностью остановить свои операции. Теперь же, учитывая «передовой» зарубежный опыт, где-то через полгода – год аналогичная Латвии мера может быть введена и в России. Средства могут не только блокироваться, но и изыматься.

Не стоит обманывать себя иллюзиями. От того, что Банк России предлагает повысить пороговую сумму сделок, подлежащих обязательному контролю с 600 тыс. до 1 млн. руб., малому и среднему бизнесу лучше не станет. Скорее всего будет еще хуже, поскольку основная масса блокировок счетов банками относится к «подозрительным» транзакциям их клиентов. Повышая уровень платежей, подпадающих под обязательный контроль, Банк России лишь увеличит на 400 тыс.руб. серую зону, в которой практически любая операция клиента банка может быть признана банком подозрительной.

Что делает Банк России, чтобы пресечь зачастую откровенные злоупотребления банками действующего противоотмывочного законодательства? Да, ничего. Он просто это констатирует, следовательно, его руководство более чем устраивает такой подход его подопечных. И до тех пор, пока банки не будут нести никакой финансовой ответственности за блокировку средств исключительно «по подозрению», текущая ситуация будет не просто сохраняться и далее, но может лишь усугубляться.

Без активного развития малого и среднего бизнеса выполнить майские указы президента в части подъема национальной экономики невозможно. В то же время действия Банка России и подчиненных ему банков направлены на то, чтобы окончательно задушить этот самый малый и средний бизнес. Нам остается лишь наблюдать, кто возьмет в этом верх. Или у нас в стране страшнее кошки зверя нет? Тем более, что она гуляет сама по себе.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 8

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ssay82 19.05.2019 в 12:08
Лежава тезсно:
ssay82 19.05.2019 в 12:10
Набиуллина некомпетентна, ЦБ - вредители, выполняют распоряжения МВФ
ssay82 19.05.2019 в 12:10
Всех нас загоняют в цифровое финисовое гестапо, большой брат бдит.
ssay82 19.05.2019 в 12:11
Электронные платежи - зло. Наличные - лучше. А ещё лучше - физическое золото.
ssay82 19.05.2019 в 12:12
Всё! Это реально - всё! И всё вокруг этого по кругу без конца.
golden 19.05.2019 в 02:23
Вы проницательный человек, только учтите, что все самое важное - просто.
ssay82 19.05.2019 в 04:56
Забавно, что ни по одному из пунктов у меня реальных возражений нет. Но всё, что Александр предлагает - это держать деньги в наличке и в золоте. Ок, услышали. Следить за 115фз и его трактовка ми от цб - делаем. Что-то ещё, Александр?))
ssay82 19.05.2019 в 04:58
Но, в целом - да, спасибо. И Александру, и вам, Дмитрий.