Воскресенье с Александром Лежавой: «О пузырях и золоте»

Во вторник 6 февраля мировая цена золота несколько снизилась. В какие-то моменты она даже касалась отметки в 1320 американских дензнаков за унцию, тогда как американские фондовые индексы вновь начали подниматься с тех локальных минимумов, которые были установлены днем ранее. Казалось бы, все возвращается на круги своя. «Варварский пережиток» никому не нужен, тогда как акции обречены на неизбежный рост.

Средства массовой информации прокомментировали снижение рынка акций как «здоровую коррекцию», которая уже завершилась, и теперь вновь стоит ожидать новой волны его роста. Однако пропагандистская машина для того и существует, чтобы рассказывать, как хорошо обстоят все дела. При непредвзятом рассмотрении темы существует несколько моментов, которые внушают опасения, что подобные заявления могут оказаться сильно преувеличенными.

Надувшийся за последние годы всеохватывающий пузырь при более внимательном взгляде можно было бы разделить по их величине на несколько элементов, вложенных один в другой и напоминающий или матрешку, или несколько находящихся один в другом пузырей. Есть лишь одно принципиальное отличие. Если в обычной матрешке каждая меньшая находится внутри большей, то здесь ситуация обратная, каждый больший пузырь находится внутри меньшего.

Самый большой пузырь – это долговой пузырь суверенных облигаций, надутый центральными банками, и неразрывно связанных с ним корпоративных долговых обязательств. У них ничтожная доходность, что стало причиной образования второго пузыря - на рынке акций. Он, в свою очередь, поскольку средства стремились к получению максимальной доходности и шли на все более высокие риски, привел к образованию третьего пузыря, выраженного в виде пассивного инвестирования средств и игры на понижение индекса неустойчивости (волатильности). По сути это были две стороны одной медали, что «акции никогда не упадут благодаря центральным банкам».

Однако в очередной раз этим надеждам, что «на этот раз всё будет иначе», не суждено было осуществиться. Понедельник 5 февраля это продемонстрировал вполне наглядно. Скачок индекса неустойчивости (волатильности) до 50 пунктов, уровня невиданного с 2009 года, поставил жирный крест на этих мечтах. Результатом стал крах ряда фондов и финансовых инструментов, ориентированных на игру на понижение индекса неустойчивости. В отличие от акций, у которых есть возможность вырасти и отыграть бумажные потери, эти разорившиеся в результате движения рынков фонды и инструменты представляют собой прямые убытки для тех, кто вложил в них свои средства. Это уже десятки миллиардов, и что-то подсказывает, что это может быть только начало.

В понедельник стал рушиться самый внешний и наиболее рискованный пузырь из всех, и хотя некоторые участники рынка полагают, что технические показатели для краха фондового рынка отсутствуют, но фундаментальных причин для этого хоть отбавляй. Резкие колебания индекса неустойчивости свидетельствуют о том, что обстановка на рынках крайне нервная. Отскок фондовых индексов на 1,7 – 2,3% на следующий день пока никак принципиально не изменил общую картину.

Интересным моментом является то, что драгоценные металлы во время событий 2008 года выступили в качестве опережающего индикатора, когда вслед за снижением их цены, последовало и резкое падение индексов. Во вторник золото и серебро вновь оказались под давлением, и их цена также снизилась, поэтому дальнейшая реакция фондового рынка представляет особый интерес. Так же, как и действия американского Федерального резерва.

Если Федеральный резерв бросится спасать рынки, это будет означать, что все истории о восстановлении американской экономики не соответствуют действительности. Если же нет, то обвал может продолжиться, а с ним начнут лопаться все новые и новые пузыри. В этом случае, когда участники рынка осознают происходящее, у них останется единственный надежный островок, куда можно будет перебросить свои средства. Это драгоценные металлы. С учетом текущей узости этого рынка приток даже 1% средств с фондового рынка может означать многократный рост их мировой цены. Это будут новые покупатели на рынке, где и так весь металл полностью раскупается его участниками.

В завершение данной заметки можно отметить, что объем поставок золота на Шанхайской золотой бирже в прошлом году составил 2030 тонн. Объемы поставок выросли на 10% по сравнению с 2016 годом (1845 тонн). Это четвертый результат по итогам года с начала работы биржи. Больше было только в 2015, 2013 и 2014 годах, когда было отгружено 2596, 2197 и 2102 тонны соответственно. И поступление на этот рынок новых средств при ограниченном количестве физического металла неизбежно будет вести к росту его цены, а, возможно, и к более кардинальным переменам. Финансовые пузыри лопаются, твердые обеспеченные деньги остаются.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.