Воскресенье с Александром Лежавой: «О реальной экономике и спекуляции»

российский рубль

Когда реальная экономика подменяется спекуляцией, это не сулит ничего хорошего. В первую очередь это, естественно, относится к простым людям, потому что последствия этого явления – спекуляции, которой занимается крайне узкий круг лиц – в конечном итоге придется на своих плечах выносить именно им.

В небольших пределах спекуляция, как и любое лекарство, может быть даже полезно для экономики. В здоровых экономических условиях она позволяет удерживать рост цен на товары и услуги и, в целом, играет позитивную роль. Однако все меняется, когда в экономике начинают проявляться признаки болезни, или когда, хуже того, реальную экономику подменяют спекуляцией. Лекарство становится сильнейшим ядом. Что мы имеем сейчас в самой полной мере.

Этот процесс в современном мире начался довольно давно и развивался постепенно. Основная «заслуга» в этом процессе принадлежит центральным банкам и теснейшим образом связанным с ними властным кругам. Именно они были и остаются главными выгодоприобретателями от искусственно раздутой ими спекулятивной лихорадки, а центральные банки, действующие в их интересах, обеспечивали и обеспечивают этот процесс. Центральные банки под благовидным предлогом «стимулирования экономики» создали спекулятивного монстра и довели ситуацию до опасной черты.

Пока в мире использовались твердые обеспеченные деньги существовала надежная фиксированная и неизменная мера человеческого труда. После того как обеспеченные деньги были подменены властями и центральными банками необеспеченной бумажной валютой эта мера исчезла, и сейчас совершенно невозможно объективно сказать, сколько реально стоит человеческий труд.

 Достаточно, например, задать предельно простой вопрос: что представляет собой современный российский рубль? Разумный, с точки зрения экономики и финансов, ответ на этот вопрос получить невозможно. Единственное, что о нем известно, так это то, что это – валюта Российской Федерации и расчетная единица. То же самое в полной мере относится и к американской, европейской, китайской и любой другой валюте. Отсутствие надежной меры труда открыло широчайшие возможности для спекуляции и прежде всего для крупных глобальных спекулянтов.

В результате неустанной работы печатных станков центральных банков мировая экономика сейчас официально находится на подъеме. Та же российская экономика вроде бы как растет то ли на 1,4%, то ли даже на 1,5% в год. Проблема заключается лишь в том, что это рост в денежном выражении. Правильнее было бы сказать в «денежном», поскольку этих самых денег на сегодняшний день как раз и нет. Есть валюты, обладающие лишь одной из пяти присущих деньгам функций – расчетной.

Весь этот экономический «рост» обеспечен не за счет реального роста экономики, когда она производит больше товаров не только в денежном выражении, но и в штуках, а за счет обычного рисования. Как иначе можно назвать выпуск бумажной необеспеченной валюты, которую власти и центральные банки прикрывают красивым словом инфляция. Даже при официальной инфляции в 4% говорить о каком-то реальном росте экономики не приходится. Растут цены на товары, а не реальная экономика. Больше товаров не производится, а весь экономический «рост» обеспечивают лишь растущие цены или фактически те же спекулянты.


Наиболее ярко, наглядно и в самом концентрированном виде этот процесс можно наблюдать на бирже, где идет спекуляция разнообразными товарами. В цене растет практически все – акции, облигации, фьючерсы, те же биржевые товары. Если что-то и снижается, то на сегодняшний день это скорее исключение из правил.

Есть лишь одна группа товаров, которая неуклонно дешевеет относительно всего остального. Это – валюты. Их курсовые соотношения могут хотя и колебаться, но быть сравнительно стабильны друг относительно друга, но они все неуклонно дешевеют относительно реальных товаров и услуг. Всё по классике. Правда, чем больше у тебя таких обесценивающихся фантиков, тем выше можно загнать вверх цены биржевых товаров и индексы.

В нормальной обстановке считается, что чем выше биржа и ее индексы, тем лучше чувствует себя экономика. Однако в условиях использования необеспеченных бумажных валют подобное развитие событий не значит ничего. Скорее даже наоборот. Примеров из давнего и недавнего прошлого хоть отбавляй: Веймарская Германия, Зимбабве, современная Венесуэла… Биржа била один исторический рекорд за другим благодаря спекулянтам, тогда как реальной экономике становилось все хуже и хуже. Пока все не лопалось окончательно. Тогда это были отдельные страны. Теперь это в полной мере относится ко всему миру.

К настоящему времени общество вплотную подошло к той черте, за которой пузырь безудержной спекуляции неизбежно лопается. Следствие этого – кризис, точнее его вторая, еще более мощная волна, чем та, которая была в 2008 году. Тогда накопленные противоречия в мировой финансово-экономической системе так и остались неразрешенными. За прошедшие годы их масштабы неимоверно выросли, а экономическое положение подавляющего большинства трудящихся существенно ухудшились. Удастся ли полностью ликвидировать раздувшийся до неимоверных размеров спекулятивный пузырь и разрешить накопившиеся противоречия во время второй волны, покажет время, но совершенно ясно одно: обществу предстоят тяжелейшие испытания, и чем раньше кризис будет разрешен, тем с более высокого уровня развития начнется новый подъем мировой экономики и общества.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.