Воскресенье с Александром Лежавой: «О самозанятых»

налоги

Вчера с большой шумихой в средствах массовой информации был отмечен профессиональный праздник налоговиков. Глава налоговой службы встречался с президентом и рассказывал, каких огромных достижений уже достигло его ведомство и о еще более гигантских перспективах, открывающихся перед ним благодаря поголовной автоматизации и компьютеризации всего и вся.

К сожалению, обычным людям здесь радоваться особо нечему. При официальном росте экономики страны на жалкие 1,5% в год (и даже это более чем в 2 раза меньше среднемирового показателя) налоговые поступления в прошлом году выросли на 23%. Собственно говоря, это всё, что достаточно знать об «успехах» российских налоговиков и нынешних ветвей власти. Дела в экономике страны, благодаря мудрым действиям правительства и центрального банка, идут настолько «хорошо», что на фоне этих достижений власти не из-за экономической необходимости, а по требованию МВФ поднимают гражданам пенсионный возраст, чего не делали даже в самые тяжелые годы в начале 1990-ых, и повышают налог на добавленную стоимость пока с 18 до 20% (МВФ настаивал на 22%, так что это еще впереди).

Поскольку бизнес под прессом налогов и давлением центрального банка сжимается как шагреневая кожа, приходится искать новые области, еще выпадающие из-под государственных поборов. Поэтому совершенно неудивительно, что на этом фоне правительство и налоговые органы решили обратить свое внимание на «самозанятых». Контролировать их гораздо сложнее в силу того, что их может быть довольно много, а объемы платежей в их пользу сравнительно невелики, что существенно затрудняет этот процесс. К каждому приставить контролера невозможно, но автоматизация процессов и взаимная увязка обмена информацией между банками, Росфинмониторингом и налоговыми органами позволяют поставить под контроль значительную часть подобных расчетов.

Прежде всего это касается платежей между физическими лицами, когда они совершаются с одной пластиковой карты на другую. Это некоторым может казаться удобным, и они пользуются подобной банковской услугой, не задумываясь над тем, что любая такая транзакция оставляет свой след в автоматизированных системах банков. Каких-то особых сложностей собрать, отсортировать по объемам операций и обработать в автоматическом режиме эту информацию нет. Также, как и отсортировать платежи, совершенные между близкими родственниками, а вот что касается всех остальных поступлений, то это уже можно будет трактовать как полученный «самозанятыми» доход, с которого им и надо будет заплатить налоги.

Дальше становится еще интереснее. Человек, получавший на свой пластик, какие-то платежи от третьих лиц (не родственников) оказывается перед «выбором», предложенным ему налоговой службой. Или он сам платит 4 или 6% как «самозанятый», или налоговая выписывает ему 13% подоходного налога со всех таких поступлений. При этом, как заявляет сам руководитель налоговой службы, эта ставка – экспериментальная и на этапе этого «эксперимента» охватывает лишь четыре российских региона. Их выбор, скорее всего, не случаен, поскольку именно там, вероятно, по мнению налоговых органов, сконцентрировано наибольшее количество «самозанятых».

Создается удивительная ситуация, когда новые государственные налоги вводятся на территории всего четырех субъектов федерации, не затрагивая остальных. Поэтому, если самозанятый живет в Москве и попал под эксперимент, то ему платить придется, а если, например, в Красноярском крае или Дагестане, то нет. Насколько подобная инициатива властей соответствует (или не соответствует) Конституции страны, должны дать ответ профессиональные юристы.


Что же касается самого налогового эксперимента и сладких песен о том, что эта ставка будет действовать на протяжении десяти лет, то исторический опыт подсказывает, что верить подобным заявлениям нельзя ни на грош, и ставка в 4% уже через пару лет может превратиться в 6, 13, а то и более процентов. Главное, чтобы самозанятые вышли из тени, а там их и прихлопнут.

Налоговые органы все масштабнее работают с большими данными, накапливаемыми компьютерами, поэтому наименее подверженными воздействию по результатам обработки этих данных могут оказаться те, кто не стал поддаваться банковской рекламе об «удобстве» пластика и безналичных расчетов, а предпочитал старые добрые наличные.

Могу ошибаться, но уже в недалеком будущем Россия может последовать по пути таких безналичных стран как Швеция или США, где объемы расчетов наличными и количество наличных в обращении стали в последнее время активно расти. И сделать что-либо с этим будет невозможно, ведь если даже законодательно запретить наличные, народ начнет использовать в этом качестве бутылку водки, как некогда в СССР, или моющего средства, как совсем недавно в США, или что-то другое. Чем сильнее будет налоговое давление, тем сильнее будет противодействие со стороны самых широких слоев общества, ведь, как известно, действие вызывает и такое же противодействие. И какими бы умными ни были сотрудники налоговых органов и стоящие у них на службе компьютеры, совокупный общественный разум все равно будет сильнее, не говоря уж о совершенно отличном от сказанного выше социальном недовольстве с непредсказуемыми для нынешней колониальной власти последствиями.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.