Воскресенье с Александром Лежавой: «О стабильности»
- дата: 27 августа 2017 (источник от 24 августа 2017)
Когда заходит речь о первой волне глобального финансового кризиса, начавшегося в 2007 – 2008 годах, обычно вспоминают его наиболее громкие события вроде краха банков Bear Stearns или Lehmann Brothers. Однако начало этому положило сравнительно незаметное для многих событие, когда французский банк BNP Paribas принял решение заморозить три своих хедж-фонда из-за «полного исчезновения ликвидности». Этот шаг, предпринятый 9 августа 2007 года, стал сигналом к тому, что чуть было не завершилось крахом всей современной финансовой системы. С тех пор прошло десять лет, из которых примерно три последних года глобальная финансовая система вновь стоит у все той же опасной черты. Разница лишь в том, что теперь масштабы краха могут стать еще больше. Но не о них пойдет сейчас речь, а о стабильности.
С тех пор с основными мировыми валютами вроде американской или европейской вроде бы ничего существенного не происходило. Российский рубль тоже остался всё тем же российским рублем. Унция золота по-прежнему весит 31,1 грамма, а мешок картошки так и остался все тем же мешком. Казалось бы, все стабильно. Никаких существенных изменений.
Если же посмотреть на все это чуть внимательнее, то открывается совершенно другая картина. С 9 августа 2007 года по 9 августа 2017 года цена унции золота в евро выросла с 490 до 1100 евро или на 124%. В американской валюте она подорожала с 650 до почти 1300 американских дензнаков или фактически на 100%. В английских фунтах рост был самым большим – на 200% с 333 до 1000 фунтов стерлингов.
Изменилась ли унция золота за это время? Нет, она осталась все той же унцией – кусочком драгоценного металла, но все основные мировые необеспеченные валюты относительно нее существенно подешевели. Однако мы живем в России, поэтому гораздо интереснее то, как вел себя за это время российский рубль, эта никак и никем не определенная единица измерения труда российских трудящихся. Поскольку Банк России предпочитает измерять цену не унции, а грамма золота, то и мы используем ту же размерность.
На 9 августа 2007 года грамм золота стоил 543,9 российского рубля. По прошествии десяти лет тот же самый грамм стоил уже 2432,93 рубля. За это время грамм «варварского пережитка» подорожал на 347%. Хотя, вроде бы, чисто внешне российский рубль остался все тем же рублем. Только сильно полегчавшим за это время. Как и все остальные мировые валюты.
Власти практически всего мира за последние десять лет потратили массу усилий, убеждая население в том, что мировой глобальный кризис закончился, и начался период восстановления мировой экономики. Подобные заявления коренным образом расходятся с объективной реальностью, и лучшим свидетельством этого является поведение традиционных мировых денег – золота – относительно всех бумажных необеспеченных валют. Не помогают и отчаянные усилия властей и центральных банков сдержать рост мировой цены золота относительно бумажных валют. Теперь, чтобы как-то отвлечь внимание населения от реальности, власти бросились надувать «пузырь» криптовалют, как некоей альтернативы якобы даже лучшей, чем золото.
Некоторые, вроде властей Эстонии или России заговорили о национальных криптовалютах, в российском случае - о «крипторубле». По мнению автора, это уже откровенное позорище, наглядно демонстрирующее всему миру, что некоторые члены российского правительства, включая их ближайшее окружение, не только не разбираются в финансово-экономических вопросах, но и не стесняются выставлять это на показ всему свету.
При наличии национальной валюты, пусть даже и такой паршивенькой как рубль, разумному правительству и центральному банку в «крипторубле» нет никакой необходимости по той простой причине, что они и так их выпускают, а безналичный рубль уже сейчас представляет собой ничто иное как криптовалюту со своими механизмами авторизации проводимых сделок, кодами подтверждения и шифрования, в чем легко любой человек может убедиться каждый раз, когда осуществляет платеж с помощью пластиковой карты или смартфона или снимает наличные в банкомате.
Что же касается блокчейн-технологии, то это всего лишь иная технология, позволяющая иначе, возможно даже безопаснее, чем сейчас, проводить все те же безналичные платежи. И изобретать здесь какой-то «крипторубль» (как и велосипед) нет никакой необходимости. Это может пригодиться лишь в том случае, если кто-то в правительстве или при нем решил запустить свой личный печатный станочек помимо того, что сейчас есть в Минфине и Банке России. Результат подобной активности хорошо известен на Руси еще со времен «медного бунта» середины XVII века, когда помимо государственного появилось множество «частных» монетных дворов, чеканивших медные копейки. Итогом стало падение покупательной способности национальной валюты и народный бунт с его кровавыми последствиями.
Поэтому, чем выдумывать всякие нелепицы, не лучше ли, пока не стало совсем поздно, вернуться к гораздо более надежным и стабильным чем любые необеспеченные валюты, включая и криптовалюты, твердым обеспеченным деньгам, в роли которых исторически выступали физические драгоценные металлы?
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.