Воскресенье с Александром Лежавой: «О текущих событиях – середина декабря 2018 года»

золото

Первая неделя декабря наглядно свидетельствовала о том, что никакого традиционного Рождественского ралли на фондовом рынке в этом году уже скорее всего не будет. Более того. Единственными активами, завершившими неделю в плюсе, были драгоценные металлы – золото и серебро.

Ведущие американские индексы Dow Jones и S&P500, с точки зрения технического анализа, рисуют классическую картину дальнейшего снижения, когда каждый последующий локальный максимум и минимум находятся ниже своих предыдущих аналогичных значений. Пока это еще не широкомасштабный крах, но движение именно в этом направлении. Заявления политиков и руководителей Федерального резерва дают лишь короткие – не более одних суток – отсрочки на пути рынков вниз. Все ведущие американские индексы находятся ниже своих ключевых технических уровней поддержки.

Еще более важно, вероятно, то, что доходность по пятилетним казначейским облигациям США стала ниже, чем по 2-х и 3-хлетним бумагам. Подобное развитие событий ранее никогда не сулило ничего хорошего для фондовых рынков и экономики в целом.

В Европе картина не лучше. После всплеска в понедельник европейские рынки во главе с Германией снизились более чем на 6% до своих минимальных значений за 2 года. Акции ведущего немецкого и европейского банка – Deutsche Bank-а – торгуются ниже 8 ам.дензнаков за акцию, практически полностью повторяя график краха американского банка Lehman Brothers в 2008 году. Тогда финальная точка в существовании банка была фактически поставлена на отметке в 15 ам.дензнаков, после чего они в течение нескольких дней обесценились до 4 центов за акцию. Для Deutsche Bank-а этим рубежом, если история повторится в точности, может стать диапазон в 6,5 – 7 ам.дензнаков.

Собственно говоря, у остальных глобальных системно значимых банков дела обстоят не на много лучше. Их индекс на 33% ниже своего январского максимума, и сейчас он находится на том же уровне, что и в 2016 году, когда выборы выиграл Дональд Трамп.


Поскольку речь зашла о нынешнем американском президенте, стоит кратко остановиться на нескольких довольно интересных моментах. Когда он пришел к власти, его администрация опустила индекс американской валюты относительно корзины мировых валют с 97 до 88 пунктов, чтобы стимулировать экспорт и рост биржевых индексов как знак того, что американская экономика находится на подъеме. Одновременно было оказано мощнейшее давление на мировую цену золота, в результате которого она временно снижалась до отметки в 1160 ам.дензнаков за унцию.

Однако, несмотря на все приложенные усилия, индекс американской валюты вновь находится у все той же 97-ой отметки, что и на момент прихода к власти Трампа. Торговая война практически со всем миром – это попытка удержать индекс американской валюты на сравнительно низких и приемлемых для экспорта американских товаров уровне, но здесь есть одна проблема. Для победы в торговой войне и снижения торгового дефицита Трампу необходимо существенно опустить индекс американской валюты. Однако такие действия естественным образом влекут за собой рост мировой цены главного конкурента американской валюты на денежном рынке – золота, еще больше увеличивают государственный долг США и подрывают доверие к мировой резервной валюте.

Вызывает большое сомнение, что Банк международных расчетов, ведущие мировые центральные банки и прочие глобальные системно значимые финансовые институты с учетом их гигантской короткой позиции по золоту будут готовы безропотно принять бурный рост мировой цены желтого металла, автоматически подрывающего доверия к выпускаемым ими фантикам.

Впереди предстоят интересные времена, и не случайно, что центральные банки целого ряда стран сейчас активно скупают золото. Если публикуемые цифры соответствуют реальности (что довольно сомнительно, учитывая, что информацию о реальном количестве накопленного золота страны хранят строже, чем ядерные секреты), то в их руках сосредоточено примерно 20% всего добытого за всю историю человечества золота – около 33000 тонн. И они в этом не одиноки. Один из ведущих американских банков JP Morgan Chase заявил о своих планах приобрести в этом и следующем году 650 тонн драгоценного металла. При условии, конечно, если ему повезет, и он сможет их найти.

Возникает естественный вопрос: если все так в экономике хорошо, то зачем он это делает? Ответ на это предельно прост: поскольку покупательная способность драгоценных металлов относительно реальных товаров сохраняет свою стабильность на протяжении столетий и тысячелетий человеческой истории, банк просто покупает себе страховку от всевозможных известных и, что еще важнее, неизвестных рисков и проблем. Чем дальше, тем больше их становится, и количество желающих защитить свои сбережения и себя, имея в своем распоряжении твердые обеспеченные деньги, а не необеспеченную бумажную валюту, будет только расти.

Пока, в условиях нынешних искусственно заниженных цен на драгоценные металлы, это могут сделать и обычные люди, но, когда дело примет серьезный оборот, у них просто не хватит финансовых ресурсов, чтобы конкурировать, например, с теми же глобальными финансово значимыми банками.

Попытка властных кругов отсрочить разрешение глобального долгового финансового кризиса при помощи разнообразных экономических экспериментов подходит к концу. Мы можем лишь предполагать, что сулит нам скрытое во мраке будущее. Оно нам неизвестно, и чтобы защититься от этой неизвестности, если такая возможность есть, стоит покупать физические драгоценные металлы – золото и серебро – и хранить их вне современной финансовой системы.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Фима 15.12.2018 в 08:47
В чём трудность нахождения 650 тонн золота ?