Воскресенье с Александром Лежавой: «О валютах и сбережениях»
- дата: 4 марта 2018 (источник от 27 февраля 2018)
Эту заметку в какой-то степени также можно отнести к предстоящим выборам. Если точнее, то в течение нескольких последних месяцев в обществе циркулируют слухи о том, что после выборов президента российский рубль будет существенно девальвирован. Поэтому некоторые из тех, у кого есть свободные средства, всеми силами стараются заранее избавиться от рубля, как обычно в таких случаях покупая машины, различные товары длительного пользования или банально перекладывая свои сбережения в ту или иную иностранную валюту. Насколько окажутся (или не окажутся) правы те, кто поверил в то, что подобные слухи имеют под собой какую-то почву, покажет время. Однако такие действия, особенно это касается покупки иностранной валюты, выглядят довольно странными, если оценивать более общую картину. Вероятно, их можно было бы сравнить с перестановкой стульев на тонущем «Титанике».
За прошедший год американская валюта обесценилась относительно корзины других ведущих мировых валют на 13% и продолжает свое движение вниз. Возможным ориентиром для ее дальнейшего снижения относительно достигнутого ранее максимального значения является отметка индекса американской валюты в 80 пунктов или падение на 22%. Иными словами, пока может быть пройдена примерно половина пути вниз. Теоретически может быть и еще ниже, но чисто исторически ниже этого уровня американская валюта пока еще не падала. Для владельцев американской валюты это означает только одно: она продолжит обесцениваться.
Однако этот процесс негативно влияет на валюты других государств, их внешнюю торговлю и экспортно-ориентированную экономику. Европейский центральный банк уже начал проявлять озабоченность происходящим, и наиболее естественным шагом с его (и его коллег) стороны было бы также начать ослаблять свою валюту. Это может остановить снижение индекса американской валюты, но не изменит гораздо более фундаментальных вещей: падения покупательной способности необеспеченной бумажной валюты относительно реальных товаров.
Это относится ко всем валютам без какого-либо исключения. И к рублю, и к евро, и к фунту, и к иене, и к американской валюте. В подобной обстановке попытки переложиться из рубля в евро или американскую валюту, или какую-то комбинацию валют представляют собой метания, когда из всего обширного набора плохих вариантов стараются выбрать наименее плохой (или плохие) в надежде, что удастся угадать, и он или они вдруг окажутся хорошими.
При этом полностью игнорируются варианты, способные действительно защитить сбережения от негативного развития событий. Основной и наиболее надежный из них для обычного человека – это физические драгоценные металлы, золото и серебро. В отличие от российской, американской или европейской валюты их невозможно напечатать в неограниченно больших количествах, и они не несут в себе рисков контрагента, в данном случае тех, кто эти фантики выпускает. Несмотря на все манипуляции, которые имеют место на мировом рынке драгоценных металлов, они не способны остановить все более проявляющую себя объективную реальность: когда за ограниченным количеством товара гоняется все большее количество валюты, цена на данный товар растет.
Это означает, что какую бы из валют и в каких бы объемах не печатали, цена на деньги, а золото (и серебро) исторически было и де-факто сейчас остается единственно настоящими деньгами, а не исключительно средством расчетов, неизбежно продолжит свой рост. Он может быть более или менее медленный в той или иной валюте, но независимо от нее он объективно отрабатывает происходящие с ней или с ними негативные изменения. Если обесценивается американская валюта, то цена золота в ней растет. Если обесценивается российская валюта, то цена золота в ней растет. Если и та, и другая валюта обесцениваются одновременно, то цена золота, выраженная в рублях, растет еще быстрее.
Почтеннейшая публика в значительном числе почему-то совершенно не обращает внимание на том, что, хотя ее основное внимание стараются сконцентрировать на различных бумажных необеспеченных валютах, тот же Банк России на протяжении целого ряда лет стабильно наращивает свои золотые резервы. Зачем? Да, всё за тем же, что за прошедшие сто лет, когда Дж.П.Морган на слушаниях в конгрессе США произнес свою знаменитую фразу «Золото – это деньги и ничего более», по своей сути ничего не изменилось. Золото продолжает оставаться де-факто деньгами, и их можно легко обменять на ту или иную бумажную валюту практически в любой стране мира.
Одним из излюбленных аргументов оппонентов драгоценных металлов является фраза, что они не приносят процентов, но это всё зависит от точки зрения. Например, процентные ставки по депозитам в американской и европейской валютах в российских банках варьируются от 0 до 1,5 и от 0 до 0,8% годовых соответственно. В то же время с начала года цена унции золота в американской валюте выросла с 1305 до 1333 американских дензнаков (это текущее значение на момент написания данной заметки, было и больше) или чуть более чем на 2% за два месяца. Это доходность в 12% годовых, а никак не 1,5%. При этом подорожал сам капитал, тогда как в случае с бумажной валютой начисление процентов никак не спасает от обесценивания основную сумму, еще более снижая реальную доходность.
Такая вот интересная математика получается. И если человек действительно боится, что его сбережения могут обесцениться, и он или она хотят их сохранить, то лучшего варианта чем физические драгоценные металлы в современных условиях не просматривается. Поэтому выбирая между рублями, евро, долларами, фунтами, иенами, юанями, швейцарскими франками и прочим, нет никакой разницы во что из них перекладывать свои сбережения при всего одном лишь условии, что они отчеканены из золота или хотя бы серебра, ведь деньги – это отчеканенная свобода.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.