Воскресенье с Александром Лежавой: «Об «акте отчаяния»

По мере того, как постепенно подводятся итоги 2016 года, становится все более интересно наблюдать за тем, что и как происходит в мире сейчас в свете этих самых итогов. Про какое-то текущее спокойствие в мире говорить особенно не приходится. Куда ни кинь, везде имеют место кризисы. Они - пока локального масштаба, но ничто не мешает любому из них спровоцировать глобальный кризис или привести к нему, постепенно слившись воедино. Противостояние в США, масса локальных кризисов в Европе – Греция, Италия, Испания, Франция, выход Англии из Евросоюза, плюс периодически возникающие по всему Европейскому союзу спровоцированные беженцами беспорядки, рукотворный экономический кризис в Индии, проблемы на Украине, споры Китая и поддержанных США прибрежных стран в Южно-Китайском море, нескончаемая война на Ближнем Востоке, серьезнейшие экономические проблемы по всему миру, возможный кризис евро или иных ведущих бумажных валют, колоссальные долги, которые невозможно оплатить,  и так далее.

На этом крайне неспокойном фоне довольно показательны заявления человека, который в значительной степени несет ответственность за происходящие ныне в мире события. Это небезызвестный Алан Гринспен, который на протяжении многих лет возглавлял Федеральный резерв США, чьи действия сыграли ведущую роль в накоплении тех глобальных кризисных явлений, которые имеют место сейчас. Завершив свою деятельность в роли главы ведущего центрального банка в мире, он открыто признает, что при наличии золотого стандарта всего того безобразия в экономике и финансах, которое имеет место сейчас, просто не было бы. Этот механизм просто не позволил бы развиться разнообразным экономическим перекосам, диспропорциям и «пузырям» до существующих ныне масштабов.

Интересно и то, что причиной отказа от золотого стандарта он справедливо называет не провал в механизме его работы, а провал политиков, поскольку в условиях золотого стандарта власти в значительной степени вынуждены жить по средствам, а не залезать в неоплатные долги. Золотой стандарт вынуждает правительства заботиться о развитии экономики и проводить взвешенную экономическую политику, не влезая в различные авантюры. А. Гринспен отметил, что в современных условиях «возврат к золотому стандарту воспринимался бы как акт отчаяния», но вместе с тем он рассматривает вложения в золото как страховку. Оно не предназначено для получения краткосрочной прибыли, но для защиты долгосрочных сбережений. Доверие к валютам, например, по его мнению, к тому же евро, и банковской системе, в целом, снижается, а, как хорошо известно, лишь у твердых обеспеченных денег – физического золота и серебра - в отличие от всего остального нет рисков контрагентов.

В этой связи, стоит отметить, что с подобными рекомендациями А. Гринспен припозднился лет примерно на 10, в отличие, например, от тех же китайских товарищей. Руководство Китая уже на протяжении многих лет активно, в том числе и через средства массовой информации, поощряет свое население покупать физическое золото и серебро в качестве диверсификации своих финансовых вложений.

Китай не только является глобальным лидером по добыче физического золота, но и активно скупает его на мировом рынке, также оставаясь в последние годы и здесь единоличным лидером. Согласно свежим данным, Китай в 2016 году импортировал около 1300 тонн желтого металла.  Крупнейшими поставщиками золота в Китай были Гонконг, Швейцария, Англия и Австралия, при этом отсутствуют сведения о том, сколько драгоценного металла напрямую в Поднебесную поставила Южная Африка.

И хотя цифры импорта в 2016 году оказались на 15% ниже результатов 2015 года, импорт золота в Китай продолжает заметно опережать объемы импорта в следующую за ним Индию (примерно 1000 тонн). С учетом того, что импорт золота из Китая запрещен, только за 2016 год эта страна с учетом своей собственной добычи получила в совокупности примерно 1800 (а, возможно, и больше) тонн золота из примерно 3000 тонн, которые сейчас добывают во всем мире.

Если добавить к этому примерно 1000 тонн индийского импорта и примерно 250 тонн, добываемого и по большей части остающегося в России драгоценного металла, то получается, что весь остальной мир вынужден довольствоваться лишь тем золотом, которое поступает на рынок либо из банковских запасов, либо в виде лома, в то время как весь свежедобытый металл полностью оседает в хранилищах и у населения всего трех стран. Помимо них и в других странах есть масса желающих прикупить себе страховку от кризисов и потрясений, а это означает лишь одно: запасы физического драгоценного металла в отличие от «бумажного» золота у продавцов неизбежно будут иссякать.

Когда они будут заканчиваться на фоне продолжающегося глобального роста спроса и, как следствие, растущих цен на золото и серебро и стремительно падающих относительно них бумажных валют, продавцы окажутся вынужденными пойти на то, что сейчас продавцы рассматривают, а Гринспен открыто называет «актом отчаяния», а те, кто покупает драгоценный металл, скорее воспримут как акт справедливости – возврат к золотому стандарту.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.