Воскресенье с Александром Лежавой: «Об американском рынке золота»

20.04.2015

Обычно, когда речь заходит о физическом рынке золота, основное внимание привлекают Китай, Индия и прочие страны Азии. Об американском же рынке золота говорится в основном либо с точки зрения операций на бирже, либо об объемах поставок монет из драгоценных металлов Монетным двором США. Вместе с тем обычные американцы потребляют довольно много физического драгоценного металла в виде ювелирных украшений и на инвестиционные цели. Опубликованные Всемирным советом по золоту данные даже с учетом того, что они не всегда бывают полными или имеют не вполне корректные трактовки, представляют собой наилучший источник информации на этот счет.

За период с 1999 по конец 2014 года американцы купили 4964 тонны золота или в среднем в год покупали 310,25 тонн. В реальной жизни покупки, естественно, были не столь равномерными. За девять лет с 1999 по конец 2007 года американцы купили 3427 тонн желтого металла, тогда как с 2008 по конец 2014-го – 1537 тонн или почти  в два раза меньше.

Рассматривая эти два периода, можно отметить, что изменилась и структура потребления золота. Если в первый период львиная доля (3196 тонн или 93%) приходились на долю ювелирных украшений, а в инвестиционных целях было приобретено лишь 7% золота (231 тонна), то с 2008 года произошел заметный рост покупок драгоценных металлов именно в инвестиционных целях. В этих целях за последние семь лет было приобретено 545 тонн желтого металла или примерно в два раза больше, чем за предыдущие девять лет. Доля инвестиционных покупок выросла с 7 до 35%. И хотя ювелирные украшения с их 992 тоннами остались в лидерах, этот сегмент рынка получил за последние годы более чем трехкратное снижение.

Подобное изменение поведения вполне объяснимо. В первый рассматриваемый интервал времени золото было относительно дешево, экономика была на подъеме, и население могло приобретать ювелирные изделия для собственного удовольствия. Во второй, когда речь пошла об экономическом спаде, росте безработицы, нестабильности и возможном крахе финансовой системы США, значительно большая доля людей стала рассматривать вложения в драгоценные металлы как страховку от столь негативного развития событий, а на ювелирные украшения, значительная доля в цене которых составляет премия ювелира, уже не было средств. В этом плане пиковым годом можно считать 2010-ый, поскольку тогда доля розничных инвестиционных покупок золота достигла 45% от общего объема продаж.

В 2013 и 2014 годах вновь произошли определенные перемены в покупательских настроениях американцев. Если в 2013 году они купили в инвестиционных целях 67 метрических тонн золота, то в 2014-ом эта цифра снизилась уже до 47 тонн. В то же время спрос на ювелирные украшения в 2014 году вновь подпрыгнул и составил 179 тонн. Последний раз, когда американцы покупали больше ювелирных украшений, был в 2008 году, когда было приобретено 188 тонн. Судя по всему, события 2008 года уже хорошо забыты, а сравнительно низкая цена на золото вновь переключила внимание обычных американцев с защитных активов на украшения.

Ни для кого не секрет, что американская и мировая экономика верно и неуклонно движутся к серьезным потрясениям, и подобное поведение обычных американцев вместе с историческим опытом последних лет может свидетельствовать о том, что проблемы и возможный крах могут оказаться гораздо ближе, чем многие ожидают.

Мои книжки
«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,
«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,
«Занимательная экономика»,
«Деньги смутных времен. Древняя история»,
«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV – XVIII веках»
можно прочитать или скачать по адресу http://www.proza.ru/avtor/mitra396

23.10.2013 на канале «РЕН-ТВ» вышла передача «Нам и не снилось: грязные тайны большой политики», в которой я также принимаю участие. Ее можно посмотреть либо на сайте «РЕН-ТВ», либо по следующим ссылкам:
http://www.youtube.com/watch?v=JMHgIO-8q6E – 1 серия
http://www.youtube.com/watch?v=zIxbWxdrpQ8 – 2 серия
http://www.youtube.com/watch?v=k51FFu0MZQY – 3 серия
или весь фильм целиком - http://www.youtube.com/watch?v=r5fl1qqRUdo

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 5

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

fog 25.04.2015 в 10:32
"Если в 2013 году они купили в инвестиционных целях 67 метрических тонн золота, то в 2014-ом эта цифра снизилась уже до 47 тонн." Психология "избранных" ничем не отличается от всех остальных "недочеловеков" - обычная психология толпы (самый большой объём покупок инвест.драгмета был в пик роста, продавать будут соответственно на самом дне).
fog 25.04.2015 в 10:34
Golden размещал как-то очень показательную таблицу: продажи по годам амеровских монет.
Valayur 26.04.2015 в 07:35
Хотелось бы взглянуть на эту таблицу. Попросим журнал вместе!
ЦБРФ 26.04.2015 в 09:40
2Valayur: оно, не? http://goldenfront.ru/articles/view/istoricheskij-rekord-prodazhi-zolotyh-i-serebryanyh-monet-amerikanskogo-monetnogo-dvora-za-oktyabr-n
fog 26.04.2015 в 11:39
ЦБРФ, Оно-оно. Спасибо! (сохранил). По серебру психология толпы сработала блестяще: пик продаж совпал с 2011 г. (пик цены), повтор высокого объёма продаж в 2013 г. для себя объясняю как попытку ловить дно на глобальном падающем тренде (ещё одна излюбленная стратегия толпы). А вот с золотом картина намного интересней - здесь либо у золотых покупателей, обладающих значительно бОльшим капиталом, гибче мозг/дар предвидения (мало вероятно), либо у них гораздо шире связи/инсайд (доступ к достоверной информации) - уж очень своевременно и резко - в ЧЕТЫРЕ-ШЕСТЬ РАЗ - они увеличили свои покупки после 2007 г., сразу перед пиком в 2011 г.).