Воскресенье с Александром Лежавой: «Об индексах и деньгах»
- дата: 4 ноября 2018 (источник от 31 октября 2018)
В понедельник 29 октября один из ведущих американских индексов - Dow Jones – сначала поднялся вверх на 352 пункта, а затем рухнул вниз на 566 пунктов, завершив день на 245 пунктов ниже, чем в начале торгов. Само по себе это событие вряд ли вызвало бы особый интерес, поскольку колебания рынка бывали и больше. Гораздо важнее то, что в результате серии своих снижений в последние дни индекс оказался ниже многолетней линии восходящего тренда. То же самое можно отметить и для S&P500, и для других ведущих американских индексов. Такого не было с 2009 года или с самого начала длящегося почти 10 лет бычьего рынка акций.
Что происходило в первую волну глобального экономического кризиса на фондовых рынках хорошо известно. Тот же S&P500 упал более чем в 2 раза (если точнее, то на 57%) с 1576 до 666 пунктов. На момент написания данной заметки он был у отметки 2682 пункта, так что у него есть, куда падать.
Локальные отскоки, которые имели место во вторник и скорее всего произойдут в среду, не должны вводить в заблуждение. Перед концом месяца спекулянтам и финансовым компаниям необходимо показать какой-то плюс, чтобы выглядеть хоть немного лучше, чем это есть на самом деле. В более общем плане отскоки представляют собой всего лишь локальные передышки на пути вниз.
Однако между событиями 2008 и 2018 годов есть одно заметное отличие. Тогда первоначальное падение произошло без вмешательства до этого в управление рынком со стороны Федерального резерва США и других центральных банков, на этот раз оно происходит даже тогда, когда эти структуры активно вмешиваются в функционирование рыночных механизмов. Как свидетельствует исторический опыт, чем дольше продолжается такое вмешательство, не позволяющее рыночным механизмам самим отрегулировать возникшие дисбалансы рынка, тем сильнее будет реакция рынка и, как следствие, падение биржевых индексов и акций.
В текущей экономической обстановке защищать свои сбережения гораздо лучше в физических драгоценных металлах, чем в каких-то инструментах, представляющих собой клочок бумаги, исписанный чернилами. Это в одинаковой степени относится как к акциям, облигациям и тому подобному, так и к валюте всех видов. При этом не имеет никакого значения существует ли она в наличной или безналичной форме.
Физическое золото и серебро – это страховка от потерь в условиях кризиса. Даже если цена драгоценных металлов в условиях краха фондового рынка временно и снизится, то это будет, во-первых, краткосрочным событием, и, во-вторых, оно будет существенно меньше, чем снижение рыночной стоимости или покупательной способности всех других бумажных инструментов. Кроме того, обстановка может сложиться таким образом, что в самый острый период краха не только не будет никакой просадки цены драгоценных металлов, но напротив будет их заметный рост. Именно этот сценарий наблюдался буквально на прошлой неделе.
В условиях общей нестабильности нас больше всего может интересовать, как поведет себя цена золота, выраженная в российских рублях. Поскольку рубль представляет собой гораздо менее стабильную валюту, чем мировая резервная валюта, можно ожидать и гораздо более резких колебаний рубля в условиях общей финансово-экономической нестабильности и, как следствие, гораздо большей роли золота в защите сбережений и покупательной способности его владельцев. Даже сейчас, когда мировая цена унции золота (1213 ам.дензнаков) находится существенно ниже (-7%) ее цены на начало года (1305 ам.дензнаков), в российских рублях ситуация совершенно иная. В начале года грамм золота стоил 2400,97 рублей, а 31.10.2018 – 2579,92 рублей. Если пересчитать на унцию, то это составляет примерно 74,6 и 80,2 тысячи рублей соответственно. Иными словами, в российских рублях грамм и унция золота за 10 месяцев этого года подорожали на 7,5%. Расчетная доходность по итогам года – 9% годовых или лучше, чем по банковским депозитам даже в спокойной обстановке. В случае каких-либо существенных потрясений результаты будут еще лучше.
Следует четко понимать одну простую вещь. Покупая физический драгоценный металл, его владелец фактически выступает против любых бумажных активов, как бы они не назывались и как бы ни выглядели. Он просто меняет, пока у него или у нее есть такая возможность, бумажные фантики на реальные ценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что так сказал Банк России, Федеральный резерв США или кто-то другой.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.