Воскресенье с Александром Лежавой: «Об индексе и деньгах»

индекс Доу

Мировая цена золота, несмотря на свой рост с начала этого года, пока так и не смогла преодолеть отметку в 1400 американских дензнаков за унцию, этот своеобразный рубеж, преодоление которого поставило бы однозначную точку в разговорах об окончательном возобновлении «бычьего» рынка золота. В настоящее время цена желтого металла даже находится ниже 1300-ой отметки, и существует вполне реальная возможность того, что она может снизиться еще больше к 1200 – 1210 рубежу.

Все это происходит на фоне неуклонно продолжающегося роста фондовых индексов и прежде всего индекса Dow Jones-а, который продолжает устанавливать все новые и новые рекорды. Уже не один год говорится о том, что его падение неизбежно, также как и заметный рост цены золота, но пока первое не наблюдается вообще, а второе, если и происходит, то идет довольно медленно. Так стоит ли особенно беспокоиться о будущем, наблюдая за таким развитием событий? Представляется, что нет.

На момент написания данной заметки индекс DJIA находился чуть выше отметки 23434 пункта, тогда как мировая цена унции золота равнялась примерно 1271 американским дензнакам. Иными словами, один индекс можно купить за 18,4 унции золота. Ответ на вопрос много это или мало может дать недавняя история, также как она может дать картину того, что следует ожидать в обозримой перспективе.

Исторически, когда деньги были настоящими твердыми и обеспеченными деньгами, один индекс можно было купить за одну унцию золота до начала ХХ века, в течение первых пятнадцати лет ХХ века - примерно за 2 – 3 унции, тогда как в последующее десятилетие цена выросла примерно до 4 – 5 унций. Последующие годы были годами, когда надувался огромный биржевой «пузырь», в результате которого цена 1 индекса выросла к августу 1929 года до 18,36 унций. Когда этот пузырь лопнул, стоимость индекса резко упала, и в феврале 1933 года он стоил уже всего 1,94 унции золота.

Новый биржевой бум, начавшийся после окончания Второй мировой войны, надул следующий «пузырь», в результате которого цена индекса достигла в январе 1966 года величины в 27,85 унций. Последовавший биржевой крах и отказ США в 1971 году от золотого обеспечения доллара привели к тому, что в январе 1980 года индекс стало возможно купить за 1,29 унций. Затем фондовый рынок вновь начал свой рост.

При всем масштабе биржевого краха 1987 года он практически не сказался на рассматриваемом соотношении. Индекс относительно золота подешевел, но не столь значительно, как в двух предыдущих случаях, и практически не сказался на общей картине его роста, продолжавшегося до августа 1999-го, когда был зафиксирован исторический максимум в 42,19 унций за 1 индекс. Затем по мере активного роста мировой цены золота, цена индекса начала снижаться и достигла своего локального минимума в 6,36 унций в августе 2011 года. Кризисные события 2008 года оказали свое влияние на поведение цены индекса, выраженной в золоте, но дно было достигнуто лишь почти спустя три года после самых острых событий.

Тот факт, что цена индекса в отличие от предыдущих случаев не ушла ниже отметки в 2 унции, а с учетом исторических событий она теоретически должна была стоить и менее 1 унции, косвенно подтверждает то, что кризис, начавшийся в 2008 году, так и остался не до конца разрешенным.

С августа 2011 года и по настоящее время индекс Dow Jones продолжает дорожать относительно золота, и к настоящему времени достиг тех же соотношений, которые имели место в преддверии кризиса 1929 года, положившего начало Великой депрессии.

Исходя из исторических данных, цена индекса, выраженная в золоте, теоретически может превысить предыдущий максимум, установленный в 1999 году, и это может произойти гораздо на более коротком временном промежутке, чем наблюдалось ранее. В этом случае падение цены индекса относительно золота может быть еще более резким и глубоким, чем это наблюдалось ранее во всех случаях.

Если же ситуация будет развиваться по варианту, который выглядит более реалистичным, и локальный максимум будет достигнут у отметки около примерно 20 унций за индекс, то и тогда для реального разрешения кризиса потребуется, чтобы биржевая цена индекса либо сравнялась с биржевой ценой унции золота, либо даже стала ниже нее. Это означает либо падение индекса с 23,4 тысяч пунктов до 1200 – 1300 пунктов, что означает почти 95%-ное обесценивание ведущего фондового рынка (и всех остальных его собратьев), либо одновременное падение биржевого индекса и существенный, возможно многократный, рост биржевой цены золота до неких промежуточных величин. Иными словами, чем золото будет дешевле, тем глубже падать индексу.

Стоит отметить, что ранее максимумы цен служили в качестве опережающего индикатора начала будущего кризиса и имели место примерно за 2 – 6 месяцев до начала широкомасштабных биржевых потрясений. Исходя из этого, то, как будет вести себя это соотношение в ближайшее время, может оказаться критически важным при наличии диверсифицированного портфеля вложений и для принятия дальнейших решений. Риски, связанные с фондовым рынком и недвижимостью, в настоящее время наиболее велики, тогда как вложения в физические драгоценные металлы позволят не только сохранить свои сбережения и их покупательную способность, но и предоставить возможность желающим после наступления новой острой фазы кризиса скупить эти и иные резко подешевевшие активы поистине за бесценок.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.