Воскресенье с Александром Лежавой: «Об одном банке с «безотзывной» лицензией»
- дата: 2 апреля 2017 (источник от 31 марта 2017)
Не прошло и недели со скандала, разразившегося на съезде Ассоциации российских банков, как уже можно привести очередное наглядное подтверждение того, насколько правильной была критика, высказанная в докладе АРБ.
В одном из тезисов основного доклада АРБ, в частности, говорилось: «Конкуренция в некоторых случаях может быть невыгодной отдельным структурам, например, имеющим преференции или аффилированным с властью.» Представляется, что это излишне мягкая формулировка. Вряд ли можно говорить о какой-то конкуренции, когда банки с государственным участием могут существовать на протяжении неограниченного промежутка времени вне зависимости от результатов своей деятельности.
Яркий пример именно такого положения дел демонстрирует небезызвестный «Россельхозбанк», завершивший 2016 год с убытком в 58,9 миллиардов рублей. И это уже третий год, на протяжении которого это заведение сидит по уши в убытках. Конечно, при капитале в почти 396 миллиардов рублей убыток в 15% от капитала – это неприятно, но не смертельно, но если вспомнить, что и два предыдущих года банк уверенно закончил в глубоком минусе с многомиллиардными убытками (http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=450039042), картина становится и вовсе неприглядной.
Как же на это реагируют собственники, в чьем владении находится 100% акций данного заведения, и мегарегулятор в лице Банка России? Судя по тому, что никаких санкций, например, в виде ограничений на определенные виды операций, которые вводятся в подобных ситуациях в отношении обычных, а не государственных банков, сделано не было, Банк России просто «не замечает» происходящее в этом заведении.
Реакция же собственников, а точнее собственника Россельхозбанка, на происходящее у любого мало-мальски здравомыслящего человека вызывает глубочайшее, скажем так, удивление. Для начала собственником 100% Россельхозбанка является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). Когда какая-либо коммерческая структура показывает убытки по итогам года, у ее непосредственного руководителя, если он – наемный работник, обычно бывает довольно тяжелый разговор с хозяевами предприятия. Если же убытки продолжаются, то его, а зачастую и все правление, обычно меняют на кого-то более компетентного в данной сфере. Но не в этом случае.
Вместо этого планируется закачать в стабильно убыточную на протяжении нескольких последних лет лавочку всего каких-то тридцать миллиардов рублей. Для этого даже готовы изменить закон о бюджете на 2017 год. Возникает логичный вопрос: но почему, когда все звери, вроде как, равны, некоторые из них самые равные? Ответ напрашивается сам собой: банк – государственный, а во главе его поставлен мальчик из хорошей семьи. И неважно, что кредитное учреждение с такой фантастической эффективностью проще ликвидировать, чем поддерживать на плаву, Росимущество с настойчивостью достойной лучшего применения будет закачивать туда столько собранных в виде налогов общенародных средств, сколько потребуется, ведь главное здесь не прибыль, а чтобы отношения во властных структурах были душевными, не так ли?
Пока Банк России продолжает «расчищать» банковское поле для подобных заведений, уничтожая при этом разными путями и под различными предлогами нормально функционировавшие кредитные институты, а с ними и их клиентов, бессмысленно говорить о какой-то конкуренции и экономическом росте. Это как раз то, что АРБ в другом своем тезисе назвало «фаворитизмом в отношении ряда банков». И хотя там это в большей степени относилось к поведению ЦБ, но разве тридцать миллиардов народных средств на закрытие дыры в банковском балансе – это что-то иное? Хотя… скорее всего наверняка найдутся люди, которые скажут, но ведь центральный банк – это же не Росимущество, это же два совершенно разных заведения. И вообще, там, наверху, умные люди сидят, они лучше знают.
В остальном ситуация напоминает отрывок из старой, еще советских времен, интермедии М. Жванецкого про колхоз-миллионер, который тем и миллионер, что был должен государству два миллиона рублей. Но нынче миллионами дело не ограничивается, поэтому можно спокойно говорить об очередном банке-миллиардере, входящем в топ-10 российских банков. С такими системообразующими лидерами российской банковской системы можно быть полностью уверенным в ее будущем и надежности защиты находящихся там сбережений.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.