Воскресенье с Александром Лежавой: «Об отрицательных процентных ставках и обеспечении»

В условиях нормально функционирующей экономики процентные ставки по кредитам и депозитам обычно всегда находятся в положительной зоне. Кредитор предоставляет заемщику временно свободные средства для того, чтобы тот использовал их для развития своего предприятия, получил доход, за счет которого он сможет погасить свой долг и проценты за пользование полученными деньгами. Поскольку есть риск, что что-то может пойти не так, и заемщик не сможет расплатиться с кредитором, кредитор обычно просит заемщика предоставить обеспечение по кредиту, достаточное для того, чтобы в результате его реализации на рынке кредитор смог покрыть возможные убытки.

Крайне редко в истории возникали случаи, когда ставки по депозитам в той или иной валюте становились отрицательными. Такое событие имело место несколько лет назад в Швейцарии, но делалось это для защиты основного капитала, а не процентов на капитал. Поскольку был велик риск девальвации валюты, начался активный переток иностранного капитала в швейцарские франки, которые рассматривались в тот период в качестве валюты-убежища. Однако текущий момент в истории Европы в корне отличается от тех уже сравнительно давних событий.

Вряд ли в наши дни можно рассматривать евро как валюту-убежище. За последнее время она сильно упала и относительно американской валюты, и еще сильнее относительно абсолютных денег - золота. Поэтому какой-либо надежностью или безопасностью евро объяснить отрицательные процентные ставки по этой валюте вряд ли удастся. Тем не менее, ставки по депозитам в ней постепенно уходят во все больший минус.

Возникает логичный вопрос: если процентные ставки по депозитам отрицательные, то почему бы не снять эти средства наличными и не переложить их в сейфы или банковские ячейки? Доход они приносить не будут, но и расходы в этом случае будут нулевыми по сравнению с вполне отчетливым минусом, когда они хранятся на счете в безналичном виде. Вероятно, кто-то так отчасти и поступает, иначе бы в высших сферах не стали бы появляться мысли о том, чтобы поставить наличные деньги вне закона. Такую мысль недавно высказал главный экономист Citigroup, участник заседаний Совета по международным отношениям и последовательный проповедник идей нового мирового порядка Виллем Бюйтер, а один из крупнейших американских банков Chase, входящий в группу JPMorgan Chase, уже начал активную реализацию этой идеи на практике, запрещая расчеты наличными в платежах по кредитным картам, ипотеке, автокредитам, а также хранение «любых наличных или монет» в депозитных ячейках. Однако уход в бумажную наличную валюту все-таки не носит на Западе такого массового характера, как мог бы быть. Это вызывает новый вопрос: почему?

Могу ошибаться, но такой причиной готовности нести убытки и заранее закладывать их в отрицательные процентные ставки, может являться проблема с обеспечением. Оно оказалось в таком дефиците, что любая организация, которой оно требуется, вынуждена закладывать в цену свои гарантированные потери, лишь бы получить то или иное обеспечение. Этот факт может также объяснить резкий рост со стороны Федерального резерва США сделок, известных под названием  «обратных репо», с американскими казначейскими облигациями. В таких сделках  один участник рынка продает другому участнику рынка некую ценную бумагу с обязательством выкупить ее же обратно по определенной цене через определенное время, и они обычно рассматриваются как инструмент, с помощью которого центральные банки убирают ликвидность с рынка. Но в настоящее время с помощью таких операций поставки американских казначейских обязательств рынку Федеральный резерв предоставляет обеспечение, удовлетворяющее его участников, и пытается восполнить возникший дефицит.


Удастся ли это ему или нет, покажет ближайшее время, но пока можно с уверенностью говорить о том, что в данный момент западные страны и значительная часть их экономических структур считают, что иметь у себя на руках чьи-то долги лучше, чем иметь бумажные деньги. Их качество и доверие к ним у участников рынка оказалось на столь низком уровне, что они готовы соглашаться практически на что угодно, лишь бы не иметь у себя на руках бумажные деньги, то есть, доверие участников рынка к обязательствам центральных банков минимально, если вообще имеется.

Окажется ли такая стратегия выигрышной? Все зависит от точки зрения. В этой связи на память приходит известная поговорка: «Золото – это деньги королей, серебро – это деньги джентльменов, бартер – это деньги крестьян, долги – это деньги рабов.» Поэтому если Запад и дальше хочет увязать в рабстве, то этот подход несомненно будет означать успех. Тем же, кого такая перспектива не прельщает, можно внимательно посмотреть в сторону драгоценных металлов – золота и серебра, если, конечно, сделки и владение ими не будет объявлено властями вне закона.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 2

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ЛИДЕР 25.04.2015 в 08:54
Здравствуйте уважаемый Александр Лежава. Интересные моменты Вы подаете к размышлению. Спасибо за материал. Вопрос к Лежаве: С момента кризиса 2008 года золото от района 750 легко выросло в более чем 2 раза к пику сентября 2011. Фальшивая реальность долго существовать не может – по определению. В 2016 году долг США преодолеет отметку в 20 трлн. (про 4 или 5 или 6 новых стодолларовых платежных средств вспоминать не стану). Как считаете в этот кризис (с осени!), напишу большими буквами - КРИЗИЗ В АМЕРИКЕ поможет золоту вырасти аж в 3 раза от района 1130 к новой реальности и новой равновесной цене? - бумаги прямоугольной формы все больше и больше… Плюс фактор Китая…и т.д.
Челентано 26.04.2015 в 01:02
$ 18рублей при хорошем раскладе а может и рупий. Паникуйте пока не поздно