Воскресенье с Александром Лежавой: «Обмануть всех»

LBMA

LBMA

Некоторое время назад на страницах этого журнала появлялась заметка, посвященная схеме, известной как «обмен на физический металл». Кратко напомним ее суть. На американской бирже COMEX спекулянты, играющие на понижение мировой цены золота, продают фьючерсные контракты в любых нужных им количествах. Это не более чем бумажные обязательства, которые, как и бумажную необеспеченную валюту, можно выпускать практически неограниченно. Проблема возникает тогда, когда покупатель такого контракта требует поставки реального металла. С этим у биржи проблема, поскольку а отличие от бумажных обязательств количество физического металла в мире ограничено. Чтобы избежать дефолта по своим обязательствам, владельцы американской биржи вместе со своими подельниками из Европы год назад запустили схему, в рамках которой обязательства биржи COMEX по поставке физического золота переводятся на Лондон. Английский рынок считается крупнейшим по поставке физического золота, и там вроде бы покупателям этот металл в конечном итоге и отгружается.

Схема была запущена год назад и пока вполне успешно функционировала. Прошедший год позволил подвести некоторые довольно любопытные итоги этой деятельности. За это время с 24 ноября 2017 по 23 ноября 2018 года из США в Лондон по схеме «обмена на физический металл» было переведено 2392649 контрактов. Каждый контракт эквивалентен 100 унциям золота. Иными словами, за прошедший год Лондон должен был поставить покупателям фьючерсов 239264900 тройских унций золота. Много это или мало? При пересчете в более привычные обычным людям величины – это примерно 7442 тонны золота. Много? Да. Картина становится еще более отчетливой, если посмотреть на нее под определенным углом.

В 2017 году общий объем добычи золота в мире за исключением Китая, полностью потребляющего весь добытый на его территории драгоценный металл, составил 2850 тонн. Из этой величины можно смело вычесть еще 220 тонн, купленных в прошедшем году Банком России. Таким образом, остается всего 2630 тонн, добытых в 2017 году и поступивших на мировой рынок. Получается, что, по результатам схемы, покупателям должно было быть отгружено в 2,8 раза золота больше, чем было добыто за год.

Въедливый читатель справедливо заметит, что помимо добытого золота на мировой рынок поступает и драгоценный металл, полученный в результате переработки золотого лома и золотосодержащих отходов. В 2017 году объемы вторичной переработки золота сократились примерно на 10% по сравнению с 2016 годом и составили 1160 тонн. С учетом этих поступлений весь доступный запас золота на мировом рынке составил 3790 тонн или почти в 2 раза меньше того, что вроде как было отгружено из Лондона в рамках схемы «обмена на физический металл».

Однако и на американской бирже COMEX, и в Англии имеются запасы драгоценного металла. Возможно, разница покрывалась за их счет? Действительно, по официальным данным, все запасы золота на бирже COMEX составляют 249 тонн, а драгоценный металл у участников Лондонского ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA) распределен следующим образом: 5185 тонн хранится в Банке Англии, 1549 тонн – у различных биржевых фондов, а 898 тонн принадлежит прочим клиентам. Итого у тех и других имеется всего 7881 тонна золота или практически столько же, сколько должно было быть поставлено за год работы схемы покупателям фьючерсов, потребовавшим поставки реального металла.

Все это порождает ряд вопросов. Самый простой из них: как COMEX и LBMA могли поставить 7442 тонны в рамках схемы, если у них самих есть всего 7881 тонна драгоценного металла? Представляется, что возможны несколько вариантов.

Во-первых, если предположить, что все обязательства полностью выполнялись, и золото отгружалось, чисто гипотетически можно предположить, что весь добытый и переработанный за год желтый металл прошел через Лондон и был отправлен покупателям, а разница была закрыта из имевшихся в английских хранилищах запасов. В результате они должны были бы сократиться на 3652 тонны, что не подтверждается официальными сведениями.

Во-вторых, можно предположить, что металл полностью отгружался, но поскольку за год он дважды менял своих владельцев, то практически никакого притока физического металла из имевшихся запасов не требовалось. С учетом того, что примерно 1500 тонн физического металла за год ушли в Китай и Индию и оттуда не возвращались, подобное предположение выглядит чистой теорией.


В-третьих, металл вообще мог не поставляться покупателям или в значительной степени не поставлялся, а лишь делалась соответствующая запись, что такое-то количество металла принадлежит такому-то клиенту, и сейчас на каждую унцию хранящегося в Лондоне металла может приходиться несколько потенциальных владельцев. Если бы это было так, то с большой степенью вероятности, кто-либо из клиентов, желавших его получить наверняка бы поднял шум по этому поводу.

В-четвертых, официальные отчеты о количестве имеющегося у них металла, публикуемые биржей и ассоциацией, мягко говоря, могут не соответствовать объективной реальности, а история про 7800 тонн золота в хранилищах мало чем отличается от 8000 тонн золота в хранилищах Федерального резерва США.

Скорее всего истина может быть где-то посредине. Что-то из Лондона кому-то, кому нельзя отказать, поставляется точно и в срок, а с остальными как-то договариваются, публикуя при этом сомнительную отчетность. Главное для участников схемы – это максимально оттянуть неизбежный финал. Яркий пример, подтверждающий это предположение, случай с 14 тоннами венесуэльского золота. Даже поставить такое количество для Лондонской ассоциации драгоценных металлов – это уже проблема, из-за которой приходится выдумывать смахивающие на «законные» требования отговорки, чтобы этого не делать.

Обманывать кого-то можно бесконечно, обманывать многих можно долгое время, но обмануть всех невозможно. Дефолт на рынке золота по своим последствиям может оказать самое разрушительное воздействие на современную мировую финансовую систему. Этот период может быть крайне непростым, но в его итоге произойдет неизбежный возврат к твердым обеспеченным деньгам, которыми исторически были физические драгоценные металлы – золото и серебро.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.