Воскресенье с Александром Лежавой: «Противостояние»
- дата: 13 октября 2019 (источник от 11 октября 2019)
Сейчас идет много разговоров о том, как Федеральная налоговая служба планирует бороться с так называемыми серыми зарплатами. Однако здесь возникает один любопытный парадокс, о котором стоит поговорить отдельно.
Дело заключается в том, что, как бы парадоксально это не звучало, в результате этой своей борьбы налоговая служба оказывается тормозом на пути экономического развития российского общества. Компьютеризация и цифровизация всего и вся создает реальные условия для того, чтобы ФНС в результате своих действий подняла этот процесс деградации на невиданную ранее высоту, хотя о каких-то реальных успехах в российской экономике и так говорить не приходится.
Для этого достаточно даже бегло взглянуть на выполнение (или невыполнение) майских указов президента РФ образца 2012 года, чтобы оценить реальную эффективность работы российского руководства. Причем здесь речь пойдет не о поставленных на будущее целях, которые в очередной раз не будут достигнуты, а о тех, которые были поставлены ранее и должны были быть выполнены до 2020 года.
Что же там можно увидеть. Например, в указе №596 «О долгосрочной государственной экономической политике», в частности, ставились следующие задачи:
- Создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
- Увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
- Повышение позиции РФ в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й— в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.
Выполнены ли они? Нет, ни один из этих показателей (по другим указам картина аналогичная) выполнен не был, а поставленные в указах цели не были достигнуты. Кто-либо из высокопоставленных чиновников или членов правительства ответил за невыполнение поставленных задач? Тоже нет. Вывод предельно прост: поставленные президентом цели будут стоять, но реально выполнять их чиновники не планируют, поскольку им за это ничего не будет.
С производительностью труда вообще была особая история. В 2015, 2016 годах она вообще, по данным Росстата и Минэкономразвития, сокращалась. Теперь нам рассказывают, что в 2020 году производительность труда каким-то магическим образом начнет расти на 1,8%, а к 2022 году достигнет аж 3,1% и будет сохраняться на этом уровне до 2024 года. Как в таких случаях любила говорить моя бабушка: «Бумага все стерпит».
Не менее важно и то, что, повысив пенсионный возраст, нынешняя власть официально объявила о фактическом отказе от части своих социальных обязательств. В еще большей степени это относится к откровенному жульничеству правительства в отношении замороженной накопительной части пенсий и полной неопределенности трудящихся в том, смогут ли они вообще получать пенсию в дальнейшем. Эти шаги властей напрямую снижают заинтересованность трудящихся перечислять значительную часть своего заработка в адрес пенсионного фонда.
Не менее важно и то, что изъятые у населения в виде налогов средства используются властями не на повышение уровня жизни и благосостояния самых широких слоев российских граждан, а на разнообразные чисто показушные прожекты, никак на уровень жизни этих самых обычных граждан позитивно не влияющих, и, что еще хуже, на поддержку экономики иностранных государств и их населения. Снижение из года в год реальных доходов российского населения при номинальном росте средней заработной платы, а также рост его закредитованности являются ярким тому подтверждением.
Усиление налогового давления на бизнес и население со стороны властей вызывает естественную реакцию. Они начинают активно искать способы снизить это давление, и серые зарплаты при всем их негативе для экономики – это один из таких вариантов действий. Эффективный? Нет. Но и другого варианта, чтобы продолжать заниматься бизнесом и давать работу своим сотрудникам у предпринимателя зачастую просто не остается. Он оказывается перед выбором или как-то уходить в тень и жульничать, чтобы сохранить дело и рабочие места, или закрываться и увольнять всех своих сотрудников, делая их безработными.
Возникает вполне простой вопрос: какой из этих вариантов лучше для общества? И то, и другое – плохо. И если бы в высшей законодательной и исполнительной власти были бы люди, ориентированные на национальные интересы нашей страны, то предпринимали бы шаги, направленные на снижение налогового бремени и создание такого законодательства, которое бы не препятствовало развитию российской экономики, а способствовало этому, которое бы создавало такие экономические условия, когда предпринимателям и работникам было бы выгоднее жить честно, а не жульничать. Но, как говорится, каков поп, таков и приход. Ни на то, ни на другое нынешняя российская власть, ни законодательная, ни исполнительная, к сожалению, не способна.
Это означает лишь одно: деградация экономики и снижение уровня жизни самых широких слоев населения продолжатся, тогда как социальная напряженность в обществе и его противостояние с государством (а серые зарплаты – это лишь одно из наглядных проявлений этого процесса) будут усиливаться. И чем сильнее власть в лице ФНС будет давить на граждан и бизнес, тем быстрее она может подвести общество к опасной черте открытого противостояния.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.