Воскресенье с Александром Лежавой: «Размышления о жизни в условиях эпидемии»

коронавирус

Сейчас новость №1 для средств массовой информации – это эпидемия коронавируса в Китае и все, что связано с ней, включая проблемы в экономике, торговле, перевозках людей и грузов и так далее. Особая история – это связанные с эпидемией и ее угрозой для других стран карантинные меры. Поскольку этот журнал посвящен деньгам, давайте попробуем оценить это событие не с позиций макроэкономики, а как это может коснуться любого обычного человека.

Мы говорим о работающем человеке, живущим от зарплаты до зарплаты и вынужденного прибегать к кредитам. Сбережений мало, но есть как минимум один, а скорее несколько кредитов. По ним, закрывая основную сумму и ежемесячные проценты, выплачивается, скажем, от трети до половины заработной платы. Таких людей в нашей стране больше половины населения.

Пока все обстоит так, как это имеет место на настоящий момент, когда пишется данная заметка, он чувствует себя более или менее сносно в экономическом плане. Он постепенно погружается в долговую яму, но этот процесс медленный и не столь для него заметный. Поэтому он игнорирует тот очевидный стороннему наблюдателю факт, что баланс его доходов и расходов не сходится, и постепенно растущую дыру в бюджете приходится закрывать с помощью дальнейшего увеличения своего долга перед кредиторами.

Теперь представим себе, что город, в котором он живет, будь то Москва, Петербург, Мурманск, Брянск, Владивосток или любой другой внезапно, например, в результате вспышки какой-то новой и ранее неизвестной, но опасной инфекции, начавшей выкашивать население, закрывается на карантин. Именно это можно наблюдать сейчас в китайском Ухане.

Предприятия не работают, люди сидят по домам. Сколько это может продлится, никто не знает. Какое-то количество еды у нашего героя есть. Возможно, даже на неделю хватит. После всех выплат у него от последней зарплаты остались и какие-то финансовые средства. Допустим, их может хватить еще на неделю. А дальше что?

Он не работает, поэтому никаких новых поступлений средств ожидать не приходится, ведь предприятие, на котором он трудится, тоже стоит, ничего не производит и не поставляет своим потребителям. Притока средств, из которого можно платить зарплату рабочим, нет. Неизвестно и когда производство возобновится. Скорее всего предприятие своим работникам за такой простой в будущем не заплатит - нечем.


Об этом знают все, включая и банки, которые хотя и с ограничениями продолжают свою текущую деятельность. Будут ли они готовы предоставить новые кредиты нигде неработающему человеку, у которого уже есть существенные долги перед ними с совершенно неясными – эпидемия, знаете ли - перспективами их погашения?

В качестве иллюстрации ответа на этот вопрос достаточно вспомнить небольшую сценку из «Похождений бравого солдата Швейка» Я.Гашека, и хотя там была не эпидемия, а война, сути это особенно не меняет:

«- Как вам известно, - начал настойчивый господин, - в настоящее время свирепствует война. Я одолжил вам эту сумму до войны, и если бы не война, то не стал бы настаивать на уплате. Но я приобрел печальный опыт.

Он вынул из кармана записную книжку и продолжал:

- У меня все записано. Поручик Яната был мне должен семьсот крон и, несмотря на это, осмелился погибнуть в битве на Дрине. Подпоручик Прашек попал в плен на русском фронте, а он мне должен две тысячи крон. Капитан Вихтерле, будучи должен мне такую же сумму, позволил себе быть убитым собственными солдатами под Равой Русской. Поручик Махек попал в Сербии в плен, а он остался мне должен полторы тысячи крон. И таких у меня в книжке много. Один погибает на Карпатах с моим неоплаченным векселем, другой попадает в плен, третий как назло тонет в Сербии, а четвертый умирает в госпитале в Венгрии. Теперь вы понимаете мои опасения. Эта война меня погубит, если я не буду энергичным и неумолимым. Вы возразите мне, мол, фельдкурату никакая опасность не грозит. Так посмотрите!

Он сунул Кацу под нос свою записную книжку.

- Видите: фельдкурат Матиаш умер неделю тому назад в заразном госпитале в Брио. Хоть волосы на себе рви! Не заплатил мне тысячу восемьсот крон и идет в холерный барак соборовать умирающего, до которого ему нет никакого дела!

- Это его долг, милый человек, - сказал фельдкурат.- Я тоже завтра пойду соборовать.

- И тоже в холерный барак, - заметил Швейк.-- Вы можете пойти с нами, чтобы воочию убедиться, что значит жертвовать собой.

- Господин фельдкурат,- продолжал настойчивый господин,- поверьте, я в отчаянном положении! Разве война существует для того, чтобы спровадить на тот свет всех моих должников?»

Достаточно заменить словосочетание «настойчивый господин» на «банк» и ответ на заданный нами вопрос представляется вполне очевидным.

С большой степенью вероятности банк заблокирует карту этого клиента сразу же, как только для финансового учреждения станет понятно, что перспективы возврата предоставленного нашему работяге кредита (или кредитов) выглядят довольно сомнительными. Много времени на это не потребуется, и скорее всего это случится практически одновременно с объявлением карантина. Поэтому рассчитывать он может только на имеющиеся у него наличные.

Когда они закончатся, возникнет предельно простой, но от того не менее критичный вопрос: где взять еду? Даже если продовольственные магазины работают, и у него даже есть что-то, что он мог бы поменять на деньги, это невозможно сделать: в городе карантин. Как выжить в таких условиях?

Ситуация может еще более усугубиться, если карантинные меры носят еще более жесткий характер, и не работают банки. Тогда даже если на карточке или счете в банке, или в банковской ячейке у человека и есть средства, доступа у него к ним нет, хотя они и могут храниться буквально в соседнем доме. И это уже будет относиться к еще вчера вполне состоятельным людям, поверившим современным технологиям и считавшим, что наличные – это пережиток старины.

И это не какая-то теория абстрактного локального или широкомасштабного Армагеддона, это наш сегодняшний день с той лишь разницей, что все это происходит не у нас, а в китайском Ухане. Происходящее там может в любой момент затронуть практически каждого из нас вне зависимости от его уровня благосостояния и положения в обществе, и к такому развитию событий желательно быть готовым.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.