Воскресенье с Александром Лежавой: «Схема запущена»

Проект «народных» облигаций или, если более официально, облигаций федерального займа для населения запущен в жизнь. Что касается термина «народных», то почему-то на память сразу приходит пример одной западноевропейской страны восьмидесятилетней давности, где министерство пропаганды тоже активно использовало это слово, присваивая его радиоприемникам, холодильникам, автомобилям и прочему. Официальные российские средства массовой (дез)информации, выполняя задание партии и правительства, также наперебой бросились расхваливать «достоинства» этих облигаций в попытке привлечь потенциальных покупателей этого инструмента. И тут немедленно стали выплывать разнообразные дополнительные пикантные детали и подробности этой новой схемы.

Во-первых, как выясняется, Минфин не ставил перед собой задачу занять деньги у населения, а говорил о повышении финансовой грамотности для развития финансовых услуг. И правда. Зачем что-то занимать, когда такое же самое количество фантиков Минфин может просто напечатать? Поэтому тезис о повышении финансовой грамотности населения стоит воспринимать самым серьезным образом. Но повышение грамотности – это фактически учеба, а в современном мире капитализма за обучение всегда и везде приходится платить. Если же это финансовая грамотность, то цена за учебу должна быть самой высокой.

Этот процесс для желающих «поучиться» может начаться немедленно после того, как они рискнут отнести свои кровно заработанные накопления, чтобы купить «народную» облигацию. Не стоит серьезно воспринимать рекламные лозунги о том, что доходность трехлетних бумаг, если их купить в первый же день их реализации, составит не 8,5% годовых, как говорилось ранее, а целых 9,03%. Правдой это является лишь отчасти. Это не более чем расчетная доходность, которая к реальной не имеет никакого отношения. Из нее необходимо вычесть все комиссии банка. За покупку бумаг с покупателя возьмут от 0,5% до 1,5% от суммы. Если же у их владельца возникнет необходимость их досрочно продать, то комиссии будут аналогичными.

Не менее важно и то, что, купив их, владелец может от силы передать их по наследству. Ни продать третьему лицу, ни заложить, ни внести в уставный капитал предприятия их будет нельзя. Как декларируется Минфином, это сделано, чтобы не допустить злоупотреблений. В реальности же эти облигации оказываются хуже даже обычного депозита: ставка ниже и вложенные туда средства становятся мертвым грузом, с которыми ничего нельзя сделать до погашения купленной облигации.

Во-вторых, фактически замораживая свои средства на три года у владельца облигации нет никакой гарантии, что он получит даже свою расчетную доходность. Как заявляет Минфин, величина ставки по облигациям будет зависеть от состояния рынка и существующих на нем ставок. Следовательно, если рыночные ставки снизятся, то и Минфин уменьшит ставку по выплатам. Если с банковским депозитом ставка по договору действует на протяжении всего срока его действия, то здесь открывается широчайшее поле для надувательства владельцев бумаг по ставкам. Причем это предусмотрено условиями их выпуска, так что жаловаться будет не на кого.

В-третьих, Минфин, рассказывая о надежности бумаг, за которыми стоит государство, ни слова не говорит о том, как будет меняться покупательная способность национальной валюты в предстоящие три года. Поэтому теоретически, если сделана покупка этих бумажек на максимальную разрешенную сумму в 15 млн. рублей, в настоящий момент на них можно купить квартиру в Москве. Что на эти же 15 млн плюс проценты можно будет купить через три года, не ответит сегодня никто. Возможно, три рулона обоев, а, возможно, за них и просто в морду дадут.

Достаточно вспомнить хотя бы опять же государственные краткосрочные облигации (ГКО) и 1998 год. Государство осталось то же. Единственное, что изменилось, это подросло новое поколение, которое еще с этим само не сталкивалось. К тому же за прошедшие почти двадцать лет все уже все позабыли, поэтому почему бы не повторить схему. В результате трехлетние обязательства могут превратиться в двадцати- или пятидесятилетние, а то и в вечные облигации со ставкой ниже плинтуса. Их владельцы получат прекрасный, а главное наглядный урок финансовой грамотности.

Однако это лишь один из возможных вариантов. В другом варианте условия их выпуска и обращения, в частности ограничения по суммам или по их купле-продаже, могут быть изменены. Поскольку они особенно никому не будут нужны, они могут распродаваться за бесценок. Когда достаточное количество облигаций, купленных за 3 - 5% от их номинала, окажется в правильных руках, могут быть внесены очередные изменения в условия, и бумаги вполне законно будут выкуплены по их номиналу. Такие трюки проделывали в свое время американцы со своими также государственными военными облигациями, которые должно было покупать население.

В общем, Минфин предлагает гражданам покупать то, что хуже и дороже депозитов. Следует отметить, что там это вполне отчетливо понимают, иначе из его недр не всплыла бы вновь идея обложить депозиты физических лиц подоходным налогом. В общем, вся эта затея с «народными» облигациями напоминает сцену из фильма «Бриллиантовая рука»:

 Надо распространить лотерейные билеты.

- А не будут брать?

- Отключим газ.

Впрочем, глава Минфина обещал сам прикупить этого выпущенного им добра. Остается надеяться, что он и его сотрудники, а также их коллеги из Минэкономики и центрального банка, будут выкупать весь этот и все последующие выпуски. Так они смогут повысить и свою финансовую грамотность и не будут морочить своими очередными схемами головы обычным гражданам нашей страны.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.