Воскресенье с Александром Лежавой: «Схожий сценарий»
- дата: 13 декабря 2015 (источник от 11 декабря 2015)
Финансовый крах или вторая волна кризиса, начавшегося в 2007 – 2008 годах, начинает обретать свою вполне конкретную и отчетливую форму. Причем события развиваются по схожему сценарию, что и семь лет назад. Тогда сначала посыпались «мусорные» облигации и фонды, приобретавшие их, затем к ним присоединились и все остальные участники фондового рынка.
В этом году в целом повторяется та же самая история. Возможным отличием от повторения событий семилетней давности могло бы стать падение рынка акций, начавшееся в конце августа этого года, но поскольку это слишком важный для американских властей показатель экономической стабильности на его удержание были брошены существенные силы и средства, позволившие вновь приподнять его вверх с минимальных уровней этого года.
Однако рынок акций – это лишь один из элементов современного финансового рынка и при том не самый большой. Рынок облигаций превосходит его на порядок, и значительная часть облигаций приходится на долю далеко не первоклассных заемщиков. Доходность по таким облигациям выше и при практически нулевых уровнях доходности по первоклассным облигациям находится масса желающих получить на свои вложенные средства хоть что-то и готовых в связи с этим нести повышенные риски из-за вложений в «мусорные» облигации.
Когда все в экономике относительно стабильно или находится в состоянии роста, пусть даже и искусственного, такой подход, возможно, и имеет право на существование, поскольку риски потерь и/или невозврата основной суммы относительно невысоки. Эти риски резко возрастают, когда рост прекращается. Поскольку определить этот момент многим обычным инвесторам практически невозможно, именно они оказываются вынужденными в конечном итоге расплачиваться в случае краха подобных якобы ценных бумаг и финансовых компаний, оперирующих ими.
Постепенный отток средств с американского долгового рынка начался примерно в конце 2014 – начале 2015 года, и теперь он начал приобретать все более драматичную окраску, когда различные фонды, ранее инвестировавшие в «мусорные» облигации, оказываются вынужденными закрываться или приостанавливать выполнение своих обязательств перед своими клиентами. Самым свежим примером стал фонд «мусорных» облигаций компании Third Avenue Fund, объявившей о его ликвидации.
С учетом того, что фонд работал на этом рискованном рынке с кредитным «плечом», инвесторы, вложившие в него свои средства, получат существенно менее 10% от тех средств, которые были туда ими вложены. Это уже не первый фонд, пошедший ко дну за последние месяцы, и далеко не последний. Исходя из итогов первой волны кризиса, промежуток времени между крахом рынка «мусорных» облигаций и крахом рынка акций обычно составляет несколько месяцев. Скорее всего вскоре мы сможем увидеть его новое повторение.
Сколь серьезным оно может стать по своим масштабам и последствиям можно лишь предполагать, поскольку до сих пор еще никогда в истории не было финансово-экономического кризиса, который охватывал бы весь мир и затрагивал бы все элементы схемы, построенной на долге и необеспеченной бумажной валюте. Подобные локальные кризисы и крахи неизбежно приводили к полной потере покупательной способности бумажных валют и возврату к твердым обеспеченным деньгам, в роли которых исторически выступали монетарные металлы – золото и серебро.
Нет оснований полагать, что в случае глобального кризиса необеспеченных бумажных валют и прочих бумажных «активов» и полной потери доверия к ним со стороны населения ситуация будет развиваться как-то иначе. Чтобы наименее болезненно пережить такой переход, к этому моменту необходимо иметь минимальное количество бумажных активов (или вообще не иметь их) и располагать максимально возможными объемами твердых обеспеченных денег.
Комментарии 23
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.