Воскресенье с Александром Лежавой: «Сопутствующий ущерб»

сопутствующий ущерб

Существует одна тема, которой этот журнал практически не касался. Это война. По мере того как боевые барабаны на Западе грохочут все громче, стоит уделить определенное внимание данному вопросу. В свое время Наполеон Бонапарт сказал: «Для войны нужны три вещи: во-первых, деньги, во-вторых, деньги и, в-третьих, деньги!» В преддверии революции в России и в самый разгар Первой мировой войны германский генеральный штаб несколько расширил эту мысль: «Для революции, как и для войны, необходимы три вещи: во-первых, деньги, во-вторых, деньги и, в-третьих, деньги. Нет денег – нет революции.»

Нам остается лишь надеяться, что чувство самосохранения и здравый смысл все-таки возобладают, и попытки Запада сохранить уплывающее у них из рук глобальное доминирование не выльются в глобальный термоядерный конфликт. В этом случае выжившие будут скорее завидовать погибшим. Гораздо более вероятными могут оказаться локальные вооруженные противостояния в-третьих странах и глобальная финансово-экономическая война. Поэтому мы поговорим о войне, деньгах и сбережениях.

По мере развития вооружений и создания их новых видов прослеживается одна вполне четкая тенденция. В каждой последующей войне доля жертв среди мирного населения по сравнению с аналогичными потерями среди военных неуклонно растет. На Западе эти жертвы обычно называют «сопутствующим ущербом». Соответственно в условиях финансово-экономической войны наиболее тяжелый удар может быть нанесен по сбережениям и уровню жизни обычных людей. Именно это станет «сопутствующим ущербом» в такого рода конфликте.


Боевые действия в этой сфере могут включать в себя широкий спектр финансово-экономического оружия. Это и разнообразные торговые санкции, направленные на разрыв традиционных путей снабжения продовольствием, топливом, критически важными материалами, лекарствами и т.д., и нарушение функционирования систем безналичных расчетов, и манипуляции рынками, и кибератаки на банки и биржи, и введение ограничений на использование наличных иностранных валют вне территорий тех или иных государств, а также замораживание счетов и/или конфискация любых активов, принадлежащих представителям той или иной иностранной державы. Спектр таких возможностей широк и разнообразен.

Если часть этих шагов не будет напрямую и сразу же затрагивать подавляющее большинство населения, то другая часть может оказывать немедленный непосредственный эффект. В случае вывода из строя системы безналичных платежей или систем связи останавливаются все безналичные расчеты, включая пластиковые карты и системы мобильных платежей. Ни банкоматы, ни торговые терминалы для приема карточек работать не будут. Владельцы средств, хранящихся на счетах в банках, могут внезапно либо полностью лишиться их в результате кибератаки, либо оказаться отрезанными от них.

В результате таких действий при наиболее негативном развитии могут быть введены банковские каникулы. Если банковская система все-таки как-то будет функционировать, то властями могут быть введены ограничения на выдачу наличных средств с банковских счетов. Могут быть установлены лимиты на снятие наличных как в течение недели, так и в течение месяца.

Во избежание того, чтобы в результате этих сражений финансовой войны остаться вообще без средств к существованию, необходимо иметь в своем распоряжении активы, которые не подвержены подобным враждебным действиям. Речь идет прежде всего о наличных в национальной валюте и физическом золоте и серебре, находящемся в вашем непосредственном распоряжении и доступе. Если по тем или иным причинам средства на счетах окажутся заморожены в результате кибератаки или решения властей, если системы расчетов или связи выйдут из строя, то ни наличные, ни физические драгоценные металлы никуда не исчезнут. И с их помощью всегда можно будет рассчитаться за необходимые товары и услуги.

С учетом того, что любые современные конфликты сопровождаются усиленным выпуском в обращение ее участниками все новой и новой бумажной валюты иметь сбережения в виде физического золота и серебра представляется наиболее предпочтительной стратегией. Они защитят покупательную способность имеющихся сбережений. Кроме того, они сводят на нет возможные риски контрагента. Это прежде всего относится к рискам, связанным с хранением сбережений в наличной иностранной валюте. Их владелец никак не может повлиять на действия страны, выпускающей ту или иную валюту. В результате действий иностранных властей любые суммы таких наличных сбережений могут превратиться в прах практически мгновенно, поскольку для этого не требуется ничего кроме политического решения.

Именно поэтому стоит приветствовать тот факт, что российские власти не только продолжают наращивать свои золотые резервы, но и хранят их в полном объеме на территории нашей страны. Так надежнее. Когда же золото или серебро находится на хранении у третьих лиц, например, в ячейке какого-либо банка за рубежом, возникает все тот же риск контрагента. Владелец никак не может повлиять на действия банка, организации или человека, которому он передал на хранение свои сбережения.

Чтобы не стать «сопутствующим ущербом» в условиях усилившегося противостояния, желательно при наличии возможностей принять превентивные меры, сделать соответствующие запасы и хранить свои сбережения вне пределов современной финансовой системы в таком виде, который не зависит от сиюминутных веяний, а сохраняет свою ценность на протяжении неограниченно долгого промежутка времени человеческой истории, тогда как бумажные активы в любой момент могут обратиться в ничто.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.