Воскресенье с Александром Лежавой: «Спешите видеть. Скоро и в России»
- дата: 29 января 2017 (источник от 23 января 2017)
Борьба
с наличными, которую власть предержащие развернули во всем мире, теперь
напрямую затронула и Россию. Иначе невозможно охарактеризовать недавнее
выступление министра финансов РФ А.Силуанова на съезде партии «Единая Россия».
В нем он призвал вернуться к обсуждению вопроса о сокращении расчетов наличными
у нас в стране. Министр в отличие от его коллег из других стран не стал
прикрываться какими-то уловками. Обозначенная им цель предельно проста:
повысить собираемость налогов. Как сообщает «РБК», «такие ограничения — элемент «обеления
экономики», заявил министр, «за счет этого инструмента можно было бы собрать
больше налогов, сделать экономику более прозрачной».
Однако, как
и обычно в таких случаях, министр сослался на недавний зарубежный опыт, который
он и его ведомство (и, вероятно, правительство в целом) посчитали успешным.
Иначе, вряд ли бы он стал на него ссылаться. И это пример… Индии. Сошлемся на
РБК: ««Многие страны идут по этому пути — особенно посмотрим на Индию, там
пошла широкомасштабная атака на расчеты наличными», — привел пример министр.
«Это очень правильно», — считает Силуанов.»
Поскольку начатая 8 ноября 2016 года демонетизация в Индии была важнейшим
экономическим событием конца прошлого года, данный журнал уделял ей повышенное
внимание. Его читатели представляют себе те тяжелые последствия, которые этот
шаг индийского правительства и центрального банка нанесли экономике страны. Тем
же, для кого эта тема прошла стороной, возможно, будет интересно узнать о
последствиях этого шага по прошествии двух с половиной месяцев с момента ее
объявления.
Министр финансов Индии Арун Джетли недавно заявил, что сообщения о замедлении индийской экономики после объявления о демонетизации, когда из обращения было выведено 86% всех обращавшихся в стране наличных, это не более чем обыкновенные байки. В качестве подтверждения своих слов он может сослаться на то, что за первые три квартала текущего финансового года сбор прямых налогов в стране вырос на 12%, а косвенных налогов – на 25%. Казалось бы, всё хорошо.
При более внимательном подходе картина оказывается в корне иной. С апреля по декабрь 2016 года рост косвенных налогов составил 25%, тогда как за тот же период 2015 года он был равен 34%. Падение – 26%. Если же посмотреть на ежемесячные результаты, то до демонетизации в октябре рост косвенных налогов равнялся 30,5%, в ноябре он сократился до 23,1%, а в декабре – до 14,2%. Стоит отметить, что хотя эти налоги и росли, но их рост был в значительной мере связан с более ранними изменениями в схеме авансовых налоговых платежей. Общая же тенденция по итогам демонетизации – это снижение их темпов.
Удивляться этому особенно не приходится, ведь демонетизация нанесла серьезный удар по всей экономике страны. Общество производителей автомобилей (Society for Automobile Manufacturers) сообщает, что продажи легковых автомобилей, мотоциклов и коммерческого транспорта сократились на 18,7%. Это самое большое падение с 2000 года. Всеиндийская организация товаропроизводителей (All India Manufacturers Organisation) сообщает, что средние и малые предприятия (8% ВВП и 45% производства) на 35% сократили свою рабочую силу, поскольку их доходы рухнули на 50%. По сообщениям банковского сектора, новое кредитование упало до исторического минимума. По сообщению Центра мониторинга индийской экономики (ЦМИЭ) (Centre for Monitoring the Indian Economy), средняя ежедневная величина новых инвестиционных предложений рухнула почти на 60%.
Какой сектор экономики не возьми - строительство, торговля, транспорт, промышленность и т.д. – везде цифры падения после объявления о демонетизации составляют 50 – 80%, не говоря уж о закрытых производствах, сотнях тысяч новых безработных и сотнях смертей. В отчетах можно прочесть, что демонетизация оказала незначительный эффект на сельское хозяйство, но сообщения с мест свидетельствуют об обратном. Разница лишь в том, что в производстве и строительстве эффект наблюдался практически мгновенно, тогда как в этом секторе он проявится несколько позже. Когда придет время собирать урожай, но станет понятно, что собирать нечего, ведь из-за отсутствия средств мало что было посажено.
По прогнозам ЦМИЭ, рост ВВП страны по итогам этого года составит всего лишь 6% по сравнению с 7,6% в прошлом году и останется на этом гораздо более низком уровне в течение следующих пяти лет.
Вывод из обращения наличных в Индии, основными инициаторами которой были американские Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Фонд Форда, Международный валютный фонд, Банк международных расчетов и ряд других правительственных и неправительственных организаций, а также их ставленников и пособников в правительстве и центральном банке Индии, можно считать вполне удачной экономической диверсией против набирающего экономическую мощь конкурента. И когда министр финансов РФ оценивает итоги подобной акции, заявляя на съезде правящей партии, что «это очень правильно», у любого здравомыслящего человека возникает вполне естественный вопрос: «Чьи интересы отстаивает этот человек, правительство и вся партия в целом?»
Можно было бы предположить, что министр дезинформировали, и он не совсем в курсе и добросовестно заблуждается. Но тогда старшие товарищи его поправили бы. Это мог бы сделать на самом съезде руководитель правящей партии и, по совместительству, премьер-министр. Но он, к сожалению, юрист и не разбирается в экономике, тем более в какой-то индийской специфике. Или это могла сделать его коллега, объявленная лучшей в мире главой центрального банка, но и тут – гробовое молчание. Это говорит лишь об одном: все в российских партийно-правительственных кругах согласны с министром финансов. А экономика? Да, и черт с ней. Главное – налоги сегодня собрать, а после нас – хоть потоп.
Премьер-министр Индии, чья экономика ежегодно росла на 7,5%, может позволить себе устраивать эксперименты с выводом из обращения 86% наличных в стране, где 97% расчетов идут именно в этой форме, но и тогда в результате его действий темпы роста ВВП лишь сократятся на 20%. При этом экономика Индии продолжит расти, и в этом ее принципиальное отличие от российской экономики.
Можно сколько угодно рисовать иллюзорные цифры роста российской экономики, но ярчайшим подтверждением или опровержением этого является уровень благосостояния населения, а он падает. Ситуация такова, что даже министры российского правительства вынуждены это публично признавать, и новые эксперименты министерства финансов в надежде собрать еще хоть сколько-то налогов со стремительно нищающего населения могут окончательно добить в национальной экономике то, что от нее еще осталось.
Но какова цель всего этого мероприятия? Может быть, развитие национальной экономики, образования, здравоохранения или инфраструктуры? А вот и нет. Главная задача вроде как российского министерства финансов – это увеличить размеры Резервного фонда, который… совершенно верно, размещен в государственные облигации США. Министерство финансов РФ постарается приложить максимум усилий, чтобы помочь новому президенту США выполнить его предвыборные обещания «сделать Америку снова великой». В том, что Америка хочет снова стать великой, наверное, нет ничего плохого, особенно для тех, кто живет или планирует жить в США, но пусть они это делают сами, за свой, а не за чужой, как привыкли, счет. И особенно не за счет граждан России.
Трамп планирует вернуть производство в США, создать новые рабочие места, развернуть широкие инфраструктурные проекты и т.д. Одним из шагов в этом направлении планируется серьезное снижение (а не увеличение, как считает нужным российский Минфин) налогового бремени. Другая критическая проблема американской экономики – это ее государственный долг. С ним новый президент также планирует бороться. Все эти мероприятия, если решать их одновременно, можно решить, лишь девальвируя американскую валюту, а именно в ней находятся средства российского Резервного и не только фондов. С упорством, достойным лучшего применения, российское правительство в отличие от народа продолжает верить в американскую, а не национальную валюту. Проще говоря, министерство финансов РФ во главе с его руководителями и правительство в целом и здесь поступает полностью в соответствии со старой пословицей: «Шило – на мыло, мыло – на пшик».
Печально лишь одно. Из всего зарубежного опыта вроде как российское правительство с премьер-министром во главе выбирает наихудшие из всех возможных примеры. Но, как известно, каков поп, таков и приход. А положительные примеры все-таки есть, и не надо ходить так далеко, как в случае с Индией. Достаточно взглянуть на Китай или другую соседку России – Турцию. Можно по-разному относиться к президенту этой страны Р.Т.Эрдогану в связи с его далеко не однозначными действиями. Однако с ним трудно не согласиться, когда в ноябре 2016 года он призвал граждан своей страны покупать золото: «Тем, кто хранит под своими матрасами американскую или европейскую валюту, стоит придти и обменять их на лиры или золото». И если с американской, европейской, турецкой, индийской или российской валютой власти той или иной страны ее выпускающей могут сделать все, что им угодно, то традиционные обеспеченные деньги – золото (и серебро) – в силу своей ценности как таковой от властей, как и от всевозможных экономических и политических потрясений не зависят.
Те, кто в той же Индии хранил свои сбережения в золоте и серебре, а не в национальной валюте, от последствий демонетизации ничуть не пострадал. Она могла создать определенные временные неудобства, но не более того. На эти долгосрочные сбережения и их покупательную способность эти потрясения, если и оказали какое-то влияние, то лишь позитивное. То же самое было и в России в конце 2014 года, когда центральный банк РФ устраивал панику на валютном рынке в нашей стране. И подобных примеров в новейшей, новой, не говоря уж про более давнюю историю, не перечесть.
Что же касается активизации «войны с наличными», в тренде которой так стремится быть и российское министерство финансов, то если власти пойдут на эти шаги, это станет наглядным свидетельством того, что правительство в России является таким же наемным исполнителем транснационального финансового капитала, выполняющим его волю и загоняющим народы мира в электронный финансовый концлагерь, как и власти Индии, Западной Европы и прочих. Но ведь «широкомасштабная атака на расчеты наличными» - «это очень правильно», как считает министр финансов РФ Силуанов. Не так ли?
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.