Воскресенье с Александром Лежавой: «Валюты и деньги. Война на истощение»
- дата: 13 марта 2016 (источник от 11 марта 2016)
Глобальные рынки физического золота и серебра удивительно малы по своим современным масштабам. В текущих биржевых ценах годовая добыча золота не превышает 80 миллиардов, а серебра – 12 миллиардов американских дензнаков. Сущие копейки по меркам фондового рынка, валового внутреннего продукта ведущих стран или размеров накопленных ими долгов. Объемы физических монетарных металлов в значительной степени размываются за счет «бумажного» золота и серебра. Это бумажные требования и обязательства по поставке драгоценных металлов, возникающие в результате биржевых сделок или принимаемых на себя обязательств банками, хедж-фондами и прочими участниками рынка. В подавляющем большинстве случаев они не предусматривают физической поставки и служат для спекулятивной игры на бирже и, что еще более важно, манипулирования и контроля за ценами монетарных металлов. Несмотря на формальные обязательства продавцов поставить физический металл, у них обычно нет реального обеспечения, это не более чем обещания, выполнять которые никто не собирается.
По мере ухудшения экономического положения в мире все больше участников рынка обращает свое внимание на золото и серебро, как альтернативу мировым валютам. Спрос на драгоценные металлы оказывается столь велик, что даже на «бумажном» рынке монетарных металлов возникают проблемы. Крупным игрокам не удается достаточно быстро создавать даже «бумажное» золото, чтобы удерживать его от роста. Процесс еще больше осложнится, когда многие покупатели «бумажного» металла осознают, что они в реальности купили воздух и владеют не реальным металлом, а всего лишь бумажными расписками, обязательствами, которые их контрагенты не могут выполнить потому, что металла у них просто нет.
Когда это произойдет, придет и осознание того, что обязательства по поставкам «бумажного» золота и серебра мало чем отличаются по своей сути от тех бумажных валют, которые были в них вложены. На текущий момент все обращающиеся в мире валюты ничем друг от друга не отличаются, поскольку ничем не обеспечены и являются бумажными декретными деньгами. Из всех присущих деньгам функций для них характерна лишь одна – расчетная. Все валюты конкурируют между собой в гонке к финишной черте – полному обесцениванию, и основной вопрос заключается в том, какая из них в данный конкретный момент будет обесцениваться быстрее, чем другие. Если валюта девальвируется медленнее конкурентов, она проигрывает. Если она обесценивается недостаточно относительно ее соперников, результат тот же.
К тому же у необеспеченных валют есть и еще одна черта, на которую мало кто обращает внимание. Они конкурируют между собой и оцениваются друг относительно друга. Поэтому их котировки представляют собой лишь относительные величины, мало чем связанные со стоимостью реальных товаров. Все мировые валюты коллективно обесцениваются относительно них, и это легко увидеть по изменению ценников в магазинах и на бензозаправках. Однако по сравнению с продуктами питания или энергоносителями есть один товар, принципиально отличающийся от них. Этот товар – золото или де-факто мировые деньги. Бумажные валюты обесцениваются прежде всего относительно них.
Именно обеспеченные деньги являются основным и принципиальным конкурентом необеспеченных бумажных валют, выпускаемых по всему миру центральными банками. Поэтому позволить золоту дорожать, для современной банковской системы, построенной исключительно на доверии к бумажным валютам, смерти подобно. Это подрывает существующую систему, позволяющую перераспределять общественное богатство в пользу тех, кто производит эти валюты, и в первую очередь - мировую резервную валюту. На сохранение существующего положения вещей за прошедшие четыре года были брошены значительные ресурсы, но в отличие от возможного ничем неограниченного выпуска бумажных валют запасы физического золота (и серебра) во все времена были конечны. Когда у одной из противоборствующих сторон в прежние времена заканчивались деньги на ведение войны, она обычно терпела поражение. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Разница лишь в том, что открытые боевые действия ограничиваются локальными конфликтами, а основным полем боя являются экономика и финансы.
При этом противоборствующими сторонами этого конфликта являются не только отдельные государства и даже не столько они, сколько население, с одной стороны, и система прежде всего западных центральных и близких к ним транснациональных банков, с другой. Кризис, начавшийся в 2008 году, явился первым его наглядным проявлением. Банкам и властям удалось тогда удержать ситуацию от широкомасштабного краха, но основная причина кризиса – накопившиеся до критического предела искажения в финансовой системе, построенной на бумажных необеспеченных валютах и долге – так и осталась неразрешенной. Манипуляции с биржевыми ценами «бумажного» золота и серебра, подкрепленные поставками на мировой рынок реального металла, позволили временно снизить их мировые цены, но они не решили главной задачи. Население и иные участники рынка не только не стали распродавать имевшиеся у них физические запасы, но еще более активно продолжали пополнять их. В результате имевшиеся у западных банков запасы реального золота и серебра были в значительной степени истощены.
Падение фондовых индексов, введение отрицательных процентных ставок по депозитам, падение мировой торговли и рост глобальной нестабильности естественным образом вновь обратили внимание населения на драгоценные металлы. На этот раз к старым участникам, остававшимся на рынке, начали присоединяться новые. Как только это начало происходить, в силу крайней узости рынков золота и серебра и отсутствия достаточных резервов у противной стороны их мировые цены начали вновь расти, привлекая все больше новых участников. Чем активнее будет происходить этот процесс, тем больше может появляться желающих присоединиться к нему, тем до больших высот могут взлететь цены золота и серебра, и тем меньшим доверием могут пользоваться бумажные валюты, пока доверие к ним и прочим бумажным «активам» не окажется полностью подорвано. Это станет их естественным финалом, когда они обесценятся до нуля, а им на смену вновь придут твердые обеспеченные деньги. Лишь тогда станет окончательно понятно, какие мировые экономики являются лидерами, а какие – отстающими, и кто лучше других разбирается в экономике. Лишь тогда, когда на смену бумажным необеспеченным валютам придут твердые обеспеченные деньги, станет возможен новый реальный подъем мировой экономики.
Комментарии 40
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.