Воскресенье с Александром Лежавой: "Варварский пережиток"

Фразу «Золото – это варварский пережиток», принадлежащую экономисту Дж.М.Кейнсу, знают даже те люди, кто обычно уделяет мало внимания экономике. Благодаря пропагандистскому аппарату государства наши правительства добились того, чтобы население слышало ее достаточное количество раз для прочного запоминания и укоренения в нашей памяти. Как некогда говорил министр пропаганды Третьего рейха Й. Геббельс: «Много раз повторенная ложь становится правдой». Более поздние правительства твердо придерживаются этой его концепции и активно развивают её. Как всегда и бывает с большой Ложью, это всегда самое наглое искажение правды.

Если обратиться к первоисточникам, а именно к книжке Кейнса «Денежная реформа» (Monetary Reform), вышедшей в 1924 году, речь там шла изначально не о золоте, как таковом, а о золотом стандарте: «По правде, золотой стандарт – это уже варварский пережиток…» Но, как известно, немного бумаги, клея и чернил творят чудеса, и с их помощью можно многое немножко переделать под текущие нужды, чтобы частично или полностью изменить смысл.

Однако и первоначальное высказывание – это ничто иное, как отчаянная попытка бессовестного жулика от экономики бросить какое-нибудь оскорбление в адрес золотого стандарта с одной лишь целью – сделать, чтобы его экономическая схема выглядела привлекательной для заинтересованных лиц, в том числе в экономическом сообществе.

Золотой стандарт исторически часто называли «золотыми кандалами» или «золотыми наручниками». Он жестко ограничивал наши правительства от любых чрезмерных или безумных авантюр в налоговой и денежно-финансовой сферах, поскольку последствия такой политики немедленно становились известны самой широкой публике.

Увеличение бюджетных расходов правительства и дефицита бюджета мгновенно приводило к тому, что деньги в казне (национальный золотой запас) быстро заканчивались, чтобы покрыть разницу в доходах и расходах. Именно поэтому золотой стандарт так ненавидели, а зачастую и боялись, как правительства, так и стоящие у них на службе официальные экономисты. Все дело в том, что золотой стандарт автоматически заставлял правительства платить по своим обязательствам в полном объеме.

Но дело было не только в этом. По определению золотого стандарта, вся вновь созданная правительством валюта опиралась на национальные золотые резервы страны. Безнаказанно напечатать любое требуемое количество бумажной валюты без риска полностью потерять все золотые запасы страны для правительства оказывалось невозможно. Это было второе серьезнейшее ограничение, от которого властям всегда хотелось избавиться.

Другой силой, заинтересованной в ликвидации золотого стандарта, были центральные банкиры, имеющие в своем распоряжении печатный станок, основной инструмент для перераспределения с его помощью в пользу конкретных физических лиц общественного богатства.

Механизм этого крайне прост. Если количество национальной валюты увеличивается, скажем, на 10% в год или более, а процентные ставки по депозитам практически нулевые, тогда население в отношении этих сбережений каждый год автоматически становится беднее на 10%, в то же время центральные банкиры, имеющие законное разрешение на бесплатную печать «денег», могут изготовить их для себя в любом требующемся количестве. Это ничто иное, как величайшее воровство в истории человечества, нагло осуществляемое на глазах всего общества. Создание условий для этого грабежа и прежде всего ликвидация золотого стандарта шло постепенно и на протяжении нескольких десятилетий.

В результате последние ограничения были ликвидированы в 1971 году, когда президент США Р. Никсон закрыл «золотое окно» и сделал доллар США полностью бумажной валютой. Если нарушать золотой стандарт, то национальная валюта неизбежно слабеет, если от него отказаться, то это неизбежно полностью уничтожает национальную валюту. Именно это и происходит сейчас на наших глазах. Так было с самого первого эксперимента с чисто бумажными деньгами в Китае более тысячи лет назад, и нет ни одного примера, когда бы полностью бумажная валюта выживала и не приводила к серьезнейшим финансово-экономическим потрясениям.


Китайцы хорошо выучили этот урок, и поэтому именно они являются крупнейшими покупателями драгоценных металлов на текущий момент. И если спросить их, какая форма денег является варварским пережитком, они однозначно покажут на бумажные фантики, от которых они активно пытаются избавиться в пользу золота и серебра.

Западные банкиры не просто распространяли лживую пропаганду в отношении золота. У них были ресурсы, чтобы поддержать это и делами, продавая по 500 тонн золота в год, чтобы снизить его цену и подорвать доверие к нему. Для большей убедительности распространяемых ими лживых концепций они давали своим сторонникам и верным последователям кейнсианских измышлений премию Банка Швеции им. Нобеля, обычно ошибочно называемую Нобелевской премией. Это, в частности, должно было придавать большую убедительность выступлениям такого любимчика средств массовой (дез)информации, как Нуриэль Рубини, неоднократно заявлявшего на протяжении последних трех или четырех лет, что золото – это «варварский пережиток», а рост его цены в бумажных валютах – это «пузырь».

Однако в реальности в 2010 году центральные банки по-тихому купили 87 тонн золота, в 2011 эта цифра выросла до 440 тонн, а в этом году скорее всего будет еще больше. И если банки Южной и Центральной Америки, Азии и России продолжают покупать золото, то западные банки сами себя загнали себя в положение, когда их покупки будут означать, что они, во-первых, признают крах своих концепций, а, во-вторых, будут нести номинальные убытки, поскольку золото из своих запасов они продавали по 400 американских дензнаков за унцию, а покупать его придется по цене 1600 – 2000 дензнаков, что означает 1200 – 1600 дензнаков убытков на каждой унции золота.

Политики и центральные банкиры могут говорить все, что угодно, но их действия говорят лучше всяких слов. Раньше они кричали, что «золото – это варварский пережиток», и продавали по 500 тонн в год, теперь они продолжают петь всё ту же песню, но уже покупают 440 тонн в год и темпы покупок в этом году только вырастут. И это однозначно свидетельствует о том, о чем мы уже не раз говорили на этих страницах. Именно бумажные дензнаки и есть тот самый варварский пережиток.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 3

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

сергей 03.06.2012 в 05:37
Александр,следует не золото оценивать в дензнаках-долларах,а наоборот-дензнаки оценивать в унциях золота.Например,один доллар это одна тысячешестисотая унции. Убытков у банков нет при любой цене золота,тк "дензнаков" можно напечатать или набить в компьютере произвольное количество.Что и происходит. Оценивать золото следует по его отношению к реальным товарам и услугам. Вы нечаянно угодили в сети антизолотой банкирской пропаганды.
LPG Creator 03.06.2012 в 09:18
Золотой запас России 883,3 тонны. По сегодняшним ценам это всего лишь 46 миллиардов долларов. В США ситуация лучше - 8 133,5 тонны = 424 миллиарда долларов (0,424 триллиона). Для спасения ОДНОГО-ДВУХ крупных банков хватит, но что делать с внешним долгом в 15 триллионов $. Так что «золото – реально варварский пережиток» при современных ценах на него. Чтобы баланс страны привести в соответствие с золотым стандартом прийдется или задолженность уменьшить в 30 раз или отпустить в космос золото на такой же мультипликатор. 1600х30=48000$ за унцию. Хорошая новость в том, что во многих странах частные лица владеют б0льшим объёмом золота, чем золотой запас соответствующего государства.
Артур 05.06.2012 в 11:17
Далеко не факт, что пиндостан сохранил свой золотой запас в размере 8 тыс. тонн. Уже лет 20 как некоторые сенаторы добиваются аудита запасов, но эту инициативу власти отклоняют. Их сила сейчас не в золоте, а в оружии, с помощью которого можно отобрать то же золото у кого угодно. Пример Ливии - это только маленький первый цветочек.