Воскресенье с Александром Лежавой: «Время вперед!»

финансовый кризис

События в современном мире экономики и финансов начинают развиваться просто стремительно. Федеральный резерв США объявил, что готов скупать любые долги и печатать столько наличных, сколько потребуется. Он готов раздавать свои фантики кому угодно и в любых требующихся количествах. Буквально одним движением ведущий центральный банк мира, выпускающий мировую резервную валюту, превратился из откровенной помойки, которой он и так был до этого, в настоящую суперпомойку. Остальные центральные банки мира, как представляется, вскоре последуют вслед за ним, а выпускаемые ими фантики могут оказаться дешевле обычной туалетной бумаги.

В силу большой инерционности мировой экономики на это может потребоваться некоторое время, в течение которого население будет жить в условиях все более нарастающей стагфляции, одновременно происходящих стагнации экономики и все более растущей инфляции. Судя по происходившему в течение нескольких последних месяцев, масштабы этой волны кризиса могут заметно превзойти все, что нам доводилось видеть ранее.

Кризисы 2008, 1998 и все прочие, которые миру довелось переживать за последние лет 30 – 40, вряд ли сравнятся с тем, в который мир только вступает. Вероятно, наиболее близким к нему по своей разрушительной способности мог бы оказаться кризис 1929 года, но и тогда никто не печатал деньги в неограниченных количествах. Это было более характерно для Веймара-1923 или Зимбабве-2008, а что было в итоге таких действий, всем хорошо известно: практически полный крах экономики со всеми вытекающими из этого последствиями.

В таких обстоятельствах совершенно неудивительно, что такой широко известный в узких кругах банк как Goldman Sachs заявил, что пора бежать в единственно надежный защитный актив – золото. Однако, похоже, это заявление несколько запоздало. Бежать уже поздно. Процессы, происходящие на рынке драгоценных металлов, также начали развиваться стремительно.

Вслед за прекратившими работу дилерами, последовали некоторые монетные дворы мира, а следом о приостановке в связи с короновирусом производства – ориентировочно до начала апреля, а реально, скорее всего на несколько месяцев – заявили три швейцарских аффинажных завода. Эти предприятия перерабатывают примерно 1500 тонн золота в год или примерно треть всех поставок желтого металла на мировой рынок. Скорее всего так же может поступить и еще целый ряд их коллег.

Аффинажем дело не ограничивается. Власти Южной Африки объявили, что в связи с эпидемией короновируса останавливают добычу на подавляющем большинстве шахт этой страны. К добыче золота это относится в полной мере, продолжат добывать будут лишь уголь для электростанций. Такой шаг еще больше сократит поставки желтого металла на мировой рынок.

Заявление Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов (LBMA) выглядит как откровенно паническое. LBMA предложило Чикагской товарной бирже помочь с поставками золота. Как все прекрасно помнят, именно на этой бирже идут основные торги по фьючерсным контрактам на золото и фактически определяется мировая цена на желтый металл.

На протяжении последних пары лет в связи с проблемами, возникшими у Чикагской биржи по поставкам физического золота, работал механизм «обмена на физический металл». Он заключался в том, что когда по истекающим фьючерсным контрактам требовалась поставка реального желтого металла, контракт переводился на Лондон, где участники LBMA должны были в течение какого-то времени удовлетворить этот спрос. Пока были какие-то поставки, этот механизм работал. Теперь подобное заявление из Лондона скорее похоже на прямое сообщение своим американским партнерам «Каждый сам за себя».

Горькую пилюлю немного подсластили словами, что физического золота полно, но есть лишь одна проблема: ликвидность. Или металл не там, где надо, находится, или не совсем в той форме, которая нужна, или его просто не могут доставить из-за карантина. Суть от этого не меняется: продавцы оказываются неспособны выполнить свои обязательства перед покупателями.

Работавшая десятилетиями схема рушится на глазах, и ее наглядным проявлением служит целый ряд моментов. Разброс цен у различных участников рынка уже сейчас достигает 100 американских дензнаков за унцию золота. Но и это не снимает вопроса: поставят ее в итоге или нет. На момент написания данной заметки у автора было открыто два сайта с котировками. На одном текущая цена была около 1624 ам.дензнаков, на другом – почти 1690.

Как поступают покупатели в подобных условиях? Правильно, они, у кого пока еще есть такая возможность, стараются максимально превратить свои фантики в реальные ценности – физическое золото и серебро. В результате за 24 дня марта 2020 года Монетный двор США продал 130,5 тысяч унций золотых «орлов». Это почти столько же, сколько за весь прошлый год (152 тысячи), и впереди почти еще неделя, если, конечно, у монетного двора еще есть золото. В полной мере это относится и к серебру, спрос на которое в марте месяце уже превысил обычно лидирующий по объемам продаж в году январь.


Современный мир финансов, активно надувавшийся особенно в последнее десятилетие в большой красиво переливающийся разными цветами мыльный пузырь, это далеко не вся экономика, которую он пытался собой подменить. Последствия спровоцированного этим кризиса отразятся практически на каждом, и его или ее способность преодолеть выпадающие потрясения в большой степени зависят от того, имеются ли у них или нет реальные, а не фиктивные сбережения.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.