Воскресенье с Александром Лежавой: «За базар ответит или та самая соломинка?»

Пятница 2 февраля 2018 года стала заметным днем для финансовых рынков. Прежде всего американских. Индекс Dow Jones за день упал почти на 666 пунктов. Это самое большое по своей величине падение в течение одного дня со времен краха банка Lehman Brothers в октябре 2008 года. В процентном отношении (-2,54%) так сильно индекс не падал со времен Brexit-а в июне 2016 года. Посыпались и прочие ведущие мировые индексы.

И все это в обстановке, когда ничего особенно существенного не происходило. Было выступление одного из руководителей Федерального резерва, которое кое-кто назвал ответственным за это падение. Это вызывает определенные сомнения, поскольку ничего особенно существенного тот не сказал. К тому же в начале дня был опубликован позитивный отчет о состоянии занятости в США.

Складывается впечатление, что события пятницы в гораздо большей степени стали продолжением и ускорением процесса, начавшегося пусть и не так заметно уже в понедельник. И начало ему положило выступление президента США Д. Трампа на экономическом форуме в Давосе в пятницу 26 января.

Для начала стоит привести несколько цитат из его выступления и то, как его прокомментировали европейские партнеры США. Трамп, в частности, заявлял:

«За прошедший год мы в США добились выдающихся успехов. …


После долгих лет стагнации в Соединенных Штатах вновь отмечается значительный экономический рост. Фондовый рынок бьет рекорд за рекордом, и после моего избрания он увеличил свои активы более чем на семь триллионов долларов.

Потребительская уверенность, предпринимательская уверенность и производственная уверенность достигли самого высокого за последние десятилетия уровня. …

С момента моего избрания мы создали 2,4 миллиона рабочих мест. Деловой оптимизм в сфере малого бизнеса находится на рекордно высоком уровне. …

Мир является свидетелем возрождения сильной и процветающей Америки. …»

И так далее. И вот на фоне всех этих официально объявленных успехов президент США продолжил:

«Я нахожусь здесь для того, чтобы донести до вас простую мысль: сейчас самое подходящее время для того, чтобы нанимать на работу, брать в аренду, строить, инвестировать и расти в Соединенных Штатах. Америка открыта для бизнеса, и мы снова конкурентоспособны. …

Сейчас идеальное время для того, чтобы перенести свой бизнес, свои рабочие места и свои инвестиции в Соединенные Штаты Америки. …»

Если бы в США всё действительно было так идеально, как до этого расписывал Трамп, то звать к себе не было бы никакой необходимости. Все бы это и так знали, и действовали бы соответственно. Поэтому приглашение «перенести свой бизнес, свои рабочие места и свои инвестиции в Соединенные Штаты Америки» собравшиеся, судя по всему, восприняли совершенно не так, как рассчитывал Трамп.

Одним из первых на эту тему высказался еврокомиссар по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси: «Он [Трамп] говорит — сначала Америка. Я не говорю, что Европа — на первом месте, но я люблю путь Европы. Думаю, что на заявления Трампа мы должны сначала ответить по-европейски».

Сложно сказать, прислушались ли участники рынка к мнению этого видного европейца или просто сочли, что американская администрация находится на грани паники, но исход начался уже в понедельник 29 января. Вероятно, они сочли, что если ты оказался первым у дверей и вышел, то это еще не паника. А дальше дело пошло. С исторического максимума в 26600 пунктов за неделю индекс Dow Jones снизился до отметки 25520 пунктов. Это почти 1100 пунктов или более 4% вниз за неделю. Дальнейшие перспективы также выглядят довольно сумрачно, поскольку фьючерсный рынок акций и индексов упорно смотрит вниз.

Пузыри на рынках акций и облигаций, похоже, начали лопаться. Это не сулит ничего хорошего обычным людям, поскольку банки и финансовые компании всеми силами постараются переложить свои потери на них. В этих условиях риски сохранности и доступности средств клиентов, находящихся на любых банковских и брокерских счетах или, если это обобщить, в пределах современной финансово-банковской системы, особенно возрастают.

К ним можно отнести риски введения банковских каникул, контроля за движением капиталов, использования клиентских средств для спасения обанкротившихся банков или иных финансовых институтов, ограничения снятия средств со счетов или объемов проведения операций, а также целый ряд других, включая инфляционные и системные риски, а также риски контрагентов.

В этих условиях желательно держаться от современной финансово-банковской системы как можно дальше. В случае широкомасштабного системного кризиса продовольствие, вода, топливо, безопасность и сохранность сбережений вне финансовой системы, а в этом качестве лучше всего подходят драгоценные металлы – физическое золото и серебро, приобретают первостепенное значение. К этому необходимо быть готовыми уже сейчас, поскольку, когда начнется острая фаза, готовиться будет уже поздно.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.