Воскресенье с Александром Лежавой: «Жизнь в новой реальности»

Новая реальность с каждым днем становится все более и более, скажем мягко, удивительной, если смотреть на нее с позиций обычного здравого смысла. Если отрицательные ставки по клиентским депозитам воспринимались как некая странность в финансово-экономической жизни Запада, то с успехом размещенные под -0,8% годовых 5-летние государственные облигации ФРГ на общую сумму в 3 миллиарда евро воспринимаются как подтверждение этой новой экономической реальности на государственном уровне. Теперь граждане и организации должны платить властям страны за привилегию, что оно будет хранить и пользоваться их средствами. То, что это не имеет никакого экономического смысла для владельцев средств и представляет интерес только для спекулянтов, рассчитывающих перепродать эти якобы ценные бумаги по более высокой цене, как-то теряется из виду.

Наверняка вслед за немцами потянутся и их младшие партнеры по еврозоне вроде Франции, Бельгии, Финляндии, Голландии и Австрии. Более чем вероятно, что этот опыт сочтут интересным и другие страны Евросоюза вроде Дании, Швеции или Швейцарии. Так что первый шаг сделан, ждем следующих, тем более что Европа пришла на смену Америке, запустив свой печатный станок и пообещав выкупать облигаций на 60 миллионов евро каждый месяц.

Неудивительно, что в таких условиях различные эксперты и аналитики ожидают дальнейшего роста американского фондового рынка. То, что он давно оторвался от объективной экономической реальности, никого из игроков особенно не смущает. Главное, чтобы рынок рос, и текущее снижение индексов не воспринимается ими серьезно, как возможная смена тенденции, а рассматривается в качестве некоей локальной коррекции на продолжающем расти «бычьем» рынке. Есть лишь одна довольно существенная проблема. Самый впечатляющий рост в свое время демонстрировал фондовый рынок Германии. Это было в 1921 – 1923 годах во времена Веймарской республики. Финал известен. И бумажная марка, и немецкий фондовый рынок лопнули.

Современная американская валюта ничем не отличается от бумажной марки Веймарской республики. Она такая же бумажная и ничем не обеспеченная. Фондовый рынок США, с одной стороны, существенно больше немецкого начала 1920-ых годов, и на нем присутствуют финансовые инструменты, которых тогда еще не было. Но это делает ситуацию лишь хуже, поскольку фондовый рынок оказывается гораздо менее стабильным и подверженным дополнительным новым рискам, которых тогда еще не существовало. Поэтому, если история нас чему-то учит, можно с большой долей вероятности говорить о том, что крах фондового рынка на этот раз может быть гораздо более масштабным и разрушительным по своим последствиям, чем это было без малого 95 лет назад. Вопрос лишь в том, что послужит или уже послужило спусковым крючком этого события.

Нельзя исключать, что крах австрийского банка Hypo Alpe Adria (обладавшего кстати наивысшими рейтингами надежности) мог стать именно таким событием, и первой жертвой стал немецкий банк Duesseldorfer Hypothekenbank AG (DuesselHyp). Немецкие власти выразили готовность финансово поддержать и спасти жертву австрийского банкротства, но дело не в данном конкретном банке. Проблема в другом. У DuesselHyp-а с активами в 10,9 миллиардов евро было облигаций австрийского банка всего на 348 миллионов (по отчетности на конец 2013 года), и этих вложений оказалось достаточно для того, чтобы его понадобилось спасать. Возникает логичный вопрос, сколько еще западных банков и иных финансовых институтов могут последовать за немецким банком? То, что западная финансовая система хрупка и трещит по швам, ни у кого не вызывает сомнений. Удивляет лишь одно. Несмотря на все это лишь немногие в Западной Европе и США обращают внимание на драгоценные металлы, как естественную защиту от этих потрясений.

На Востоке дело обстоит иначе. Китайцы обеими руками скупают доступное им золото. С начала года и по 6 марта через Шанхайскую золотую биржу было реализовано и отгружено 456 тонн драгоценного металла. Это значит, что недельный спрос за неделю в среднем составляет 47 тонн. При объемах мировой добычи золота за год примерно в 2800 тонн, за месяц добывается порядка 233 тонн или 54 тонны в неделю. Если дело так пойдет и дальше, то можно говорить о том, что китайцы планируют получить для себя примерно 88% мировой добычи золота за год. И в отличие от бумажных ценностей Запада золото – это вполне реальная и осязаемая ценность или, как говаривал Дж.П.Морган, деньги и ничего более. Вот такая вот новая реальность, и каждый сам может решать для себя, что ему ценнее бумажные фантики Запада или реальное золото Востока.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.