Вот как вновь сделать доллар источником великого американского процветания

Автор: Стив Форбс (Steve Forbes)

ВОТ КНИГА на все времена. С книгой «Золото: финальный стандарт» (Gold: The Final Standard) (Create Space Publishing, $14.99) – и его двумя предыдущими томамиНейтан Льюис (Nathan Lewis) зарекомендовал себя как один из самых внушительных и правильно мыслящих экономических авторов в истории наряду с Фридрихом фон Хайеком (Friedrich von Hayek), Людвигом фон Мизесом (Ludwig von Mises), Генри Хэзлиттом (Henry Hazlitt) и несколькими другими. Льюис понимает тему денег лучше почти всех современных обозревателей, разрушая один за другим вредные мифы, зачумляющие экономическую политику и обрекающие США и большинство других стран на посредственный рост.

См. первую книгу Нейтана Льюиса на Goldenfront здесь.

Ключ к большому буму (наряду с низкими налогами) – стабильные валюты. Без устойчивых денег нас будут поражать такие же опасные и ненужные кризисы, как в 2008-2009 гг., с последующим вялым восстановлением, медленно подтачивающие правомерность наших либеральных демократий.

Почему правильная денежная политика так важна?  Как пишет Льюис, современная экономика, в конечном счете, является «обширной сетью сотрудничества… где практически ничто не создается без сочетания товаров, услуг, труда и капитала со всего света… Сеть сотрудничества организована с помощью использования денег, причем информация передается посредством цен, процентных ставок, доходов и убытков. Такие, казалось бы, простые единицы информации управляют всей экономической активностью».

новая книга Нейтана Льюиса

Create Space Publishing

Нестабильные валюты подобны компьютерным вирусам – они искажают эти «биты» информации. В результате возникают разрушительные пузыри, подобные безумию на рынке недвижимости, предшествовавшему кризису 2008-2009 гг. В 2001 г. баррель нефти стоил чуть больше $20. Затем Казначейство США и Федеральная резервная система (ФРС) стали целенаправленно ослаблять доллар, ошибочно полагая, что это будет стимулировать экспорт и экономический рост. Нефть взлетела выше $100 за баррель. Схожим образом вели себя и другие товары. Такие взлеты возникали не из-за естественного спроса, а из-за падающего доллара. Тем не менее большинство людей принимали близко к сердцу послание, сообщаемое, как казалось, растущими ценами: все это становится более ценным. Сообщаемая ценами дезинформация привела к нерациональному инвестированию сотен миллиардов долларов, в частности в строительство жилья.

Все понимают базовую потребность в фиксированных мерах и весах в повседневной жизни: количество жидкости в галлоне, количество унций в фунте, количество минут в часе. Никакие из этих количеств не колеблются; они неизменны.

Подобно тому как мы используем весы для измерения массы, мы пользуемся деньгами для измерения стоимости товаров и услуг. Если само мерило становится нестабильным, нарушается гладкое функционирование экономики, как нарушилась бы наша жизнь, если бы количество минут в часе постоянно колебалось.

Каков лучший способ обретения стабильной валюты? Связать валюту с золотом. Конечно, с золотом мы не получим точного измерения, но, как демонстрирует Льюис в своей краткой и глубокомысленной истории, золото на протяжении 5,000 лет сохраняло свою внутреннюю денежную стоимость лучше, чем что-либо еще. Серебро тоже сохраняло ее до середины XIX в., но после этого оно по ряду причин решительно отклонилось от параллелей со стоимостью золота, и поэтому большинство крупных стран мира перешли исключительно на золотой стандарт.

Колеблющаяся цена золота сегодня отображает не реальную стоимость желтого металла, а скорее колеблющуюся стоимость различных валют.

Льюис разоблачает всю бессмыслицу об эффективной денежной политике и огромные заблуждения насчет золотого стандарта. Валюта должна быть привязана к фиксированному весу золота. (Американский доллар десятилетиями фиксировано соответствовал 1/35 унции золота, т. е. 1 унция стоила $35). Миссия денежной политики – поддерживать валюту на этом уровне. И точка. (Центральный банк может выступать «кредитором в последней инстанции» для здоровых банков во время паники, но займы должны быстро возвращаться).

Льюис повествует о том, как с незапамятных времен поборники устойчивых денег соревновались с теми, кто по тем или иным причинам хотели с ними играть. На протяжении многих столетий существовали писатели, защищавшие достоинства жонглирования стоимостью валют для способствования большему процветанию и могуществу государства. Адам Смит (Adam Smith) и другие устроили разнос этого бессмысленного представления (а также других самоубийственных идей, таких как ограничение торговли между странами). Убеждение в том, что валюта должна иметь фиксированную стоимость в золоте (отношение фунта к золоту оставалось на уровне £3.89 за унцию больше двух столетий), стало общепринятым благодаря бурному экономическому успеху Британии, начавшемуся в XVIII в., и затем США после денежной реформы Александра Гамильтона (Alexander Hamilton) при Джордже Вашингтоне (George Washington).

К началу Первой мировой войны почти все уважающие себя страны использовали золотой стандарт – или знали, что нужно его использовать. Благодаря, главным образом, тому, что деньги были стабильным и поэтому неразрушительным инструментом, мировая экономика росла в невиданных масштабах. Казалось, что все эти идеи о деньгах-пустышках были основательно дискредитированы, причем последним случаем были несколько поражений демократического кандидата Уильяма Дженнингса Брайана (William Jennings Bryan), выдвигавшегося на американское президентство на проинфляционной и антизолотой платформе.

Затем последовала Великая война с громадным ростом правительственного финансирования того, в чем государства видели борьбу не на жизнь, а на смерть. Но, как проницательно отмечает Льюис, еще до конфликта люди – включая британцев – начали забывать о причинах действенности золотого стандарта. Было посеяно семя замешательства.

После войны золотой стандарт постепенно вернулся (как демонстрирует Льюис, проведя блестящее исследование, в версии, значительно напоминающей довоенную), но затем был сметен Великой депрессией. Излагая то, что на самом деле происходило в эти противоречивые годы, Льюис опровергает ряд заблуждений, в том числе о том, что золотой стандарт был причиной ужасного глобального спада, тогда как в действительности он был его жертвой, и о том, что ФРС спровоцировала или усугубила кризис.

Причины Депрессии просты: США спровоцировали пагубную глобальную торговую войну Законом Смута – Хоули о тарифе (Smoot-Hawley Tariff Act), обложившим огромными налогами многочисленные импортные товары, что вызвало такие же разрушительные ответы других стран. Невероятно, но правительства ответили на последовавший спад существенным повышением налогов (США даже обложили налогом выписку чеков), еще больше усугубившим обвал. Затем страны во главе с Британией принялись за конкурентные девальвации, затормозившие восстановление и отравившие международные отношения.

Льюис проливает яркий свет на огромные заблуждения, по сей день ослепляющие экономистов. Они видят мир сквозь призму цен, процентных ставок и денег. Поразительно, но при анализе причин экономических событий такие критические факторы, как налоги, законодательство и культура, ускользают от их внимания. Из-за такой слепоты к реальности многие правительства по сей день полагаются на стимуляцию их экономики центральными банками.

Депрессия подарила новую жизнь в современном облачении (в виде преимущественно бесполезных, скучных, но впечатляюще выглядящих математических формул) древней идее об изменении правительствами стоимости валюты для искусственного ускорения роста. Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes) добавил для поддерживания экономики на должном уровне дополнительные инструменты: контроль процентных ставок, правительственные расходы, налоги, тарифы и контроль капитала.

На конференции, устроенной странами-союзниками в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир, для разработки послевоенной денежной и торговой системы, несмотря на изначальные возражения Кейнса, участники по настоянию США решили по окончании конфликта принять новый золотой стандарт. Все валюты должны быть привязаны к доллару с фиксированным курсом, а доллар должен быть привязан к золоту по $35 за унцию.

Льюис тонко подмечает фатальное противоречие, в итоге разрушившее Бреттон-Вудский золотой стандарт и обрекшее мир на посредственный экономический рост. После ужасов и хаоса годов Депрессии государства нуждались в валютах с фиксированной стоимостью, что и должен был обеспечить Бреттон-Вудс. Но большинство правительств также хотели заниматься кейнсианским валютным и экономическим (неэффективным) управлением. Как правило, это подразумевало «свободную» денежную политику с созданием излишка денег из-за веры в то, что это ускорит экономический рост, особенно перед выборами. Конечно, легкие деньги означали, что валюта страны будет колебаться относительно доллара и золота. Страны использовали всевозможные панацеи, такие как ограничение суммы денег, разрешенной для вывоза за границу, чтобы сохранить официальную стоимость валюты, после чего капитулировали посредством девальвации.

Удивительно, но политики не понимали – и все еще не понимают, – что стабильная валюта подразумевает, что денежная политика должна быть сосредоточена на ней и только на ней.

До 1970-х США хотели сохранить привязку доллара к золоту, но не понимали, что это легко осуществить только при правильном ведении денежной политики. Если доллар ослабевает относительно золота, то нужно сократить базовую денежную массу, и наоборот. Вместо этого прибегали к контролю капитала, запугиванию немцев, чтобы те больше платили за содержание размещенных в их стране американских войск, и другим действиям для «поддержки» платежного баланса.

США необдуманно и без необходимости уничтожили золотой стандарт в начале 1970-х, на самом деле не намереваясь сделать это. И все это несмотря на то, что в эру Бреттон-Вудса рост американского промышленного производства был практически наилучшим в истории США. Результатом стало десятилетие безудержной инфляции, экономической стагнации и политической борьбы. В 1980-х Рональд Рейган (Ronald Reagan) разрешил ФРС положить конец ужасной инфляции, однако его желанию восстановить золотой стандарт воспрепятствовали Милтон Фридман (Milton Friedman) и другие знаменитости.

В 1980-х и большую часть 1990-х США придерживались полуздравой денежной политики. В сочетании с урезанием Рейганом налогов и его политики, приведшей к победе в Холодной войне, это позволило США и миру наслаждаться экономическим бумом. Увы, из-за прискорбного невежества экономистов и чиновников касаемо необходимости устойчивого доллара США в начале 2000-х поддались сладкозвучной песне дешевого доллара. После 2008-2009 гг. ФРС усугубила это преступление с помощью всевозможных разрушительно искажающих действий, приведших нас к десятилетию жалких экономических показателей.

Политики всего мира все еще придерживаются заблуждения, будто центральные банки могут дать нам долговечное процветание. Прочтение данной книги навсегда излечит их от этих зублуждений.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.