Выход Британии из Евросоюза и Ганзейская лига

Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон (David Cameron) обсудил с другими членами ЕС те условия, которые он считает правомерным предложить избирателям на референдуме о членстве в ЕС, назначенном на 23.06.2016.

Сейчас, на первом этапе кампании, эти условия недостаточны для создания благоприятных условий для голосования в пользу сохранения членства в ЕС, что способствует снижению фунта стерлингов на иностранных биржах.

Однако, если избиратели проголосуют за выход из ЕС, пострадает не только фунт стерлингов, проблемы возникнут и для евро.

Считается, что чем раньше состоится референдум, тем лучше будет отношение к ЕС. При таких временных рамках эта стратегия подчеркнёт опасности выхода Великобритании из ЕС, выявит преимущества влияния на политику ЕС изнутри, а также преимущества с точки зрения безопасности. По сути своей это слабая и негативистская кампания, имеющая целью отпугнуть электорат от перемен. Кампания «от противного» - слабая стратегия, которая обычно теряет своё влияние при повторениях.

В комнате есть слон, который может повредить запланированному итогу, и это ощутимый и растущий риск финансовой нестабильности в Еврозоне. Хотя, вероятно, до июня не возникнет крупных проблем, всё же существует значительная возможность их появления. Банковская система Еврозоны находится где-то между несостоятельностью и банкротством, а итальянские, греческие и португальские банки - в реанимации. Цены правительственных облигаций еврозоны (многие из которых настолько переоценены, что имеют отрицательную доходность), на каком-то этапе, несомненно, значительно упадут, что неизбежно вызовет долговой кризис в Еврозоне.

Добавьте к этому проблему беженцев, и мы видим все предпосылки для вполне очевидного скандала в Еврозоне.

Кроме того, как сообщается, премьер-министр Чешской республики Богуслав Соботка (Bohuslav Sobotka) предупредил, что если Великобритания покинет ЕС, то Чешская республика может последовать ее примеру.

Нидерланды также настроены провести подобный референдум. Недовольство Брюсселем разрастается, и не только британская крыса бежит с тонущего корабля ЕС.

Обычно такую позицию называли алармистской, но интересно, что финансовая проблема Евросоюза уже становится темой для обсуждения. На встрече G20 в Шанхае на прошлой неделе Джордж Осборн (George Osborne) сказал, что «коллеги, министры финансов и главы центральных банков единодушно заключили, что голосование о выходе Великобритании из Евросоюза станет одной из крупнейших экономических угроз этого года». В проекте коммюнике G20 отмечается «шок потенциального выхода Великобритании из Европейского союза». Эти заявления равнозначны признанию того, что предметом озабоченности является ЕС, а не Великобритания, и что выход последней может перевернуть Евросоюз. Это также призыв к Великобритании пожертвовать своими интересами ради общего блага.

Пугало ЕС больше не является просто плодом воображения паникёров и сторонников теории заговора. Его проблемы теперь уже официально считаются устрашающими. При неразрешимых долговых проблемах Еврозона и евро легко могут стать первыми жертвами ухудшения глобальных экономических и финансовых условий. Поэтому существует риск того, что британские избиратели не согласятся с официальной позицией властей. Так что властям пора застраховаться от выхода из ЕС и разработать план Б. Недавно я обсуждал эту возможность с приятелем, имеющим практический опыт взаимодействия с аппаратом власти, и мы сделали вывод, что почти наверняка некая группа на Даунинг-стрит работает над экстренным планом. В неё входят высшие чиновники министерства финансов, министерства иностранных дел и возможно, министерства экономики.

Эта группа должна взаимодействовать со своими коллегами в других крупных европейских странах, чтобы искать решение проблем, связанных с возможным выходом Великобритании из ЕС. То есть,  если случится худшее и референдум пойдёт не так, как надо, необходимо провести переход к независимости Великобритании с наименьшими нежелательными последствиями. Помимо проблем для самой Великобритании, возникнет вопрос интересов и реакции остальных членов ЕС.

Наверняка снова проявит себя пропасть между относительно ответственными северными государствами и безрассудным Югом. Политическая реакция со стороны северных стран будет сильно отличаться от реакции средиземноморских стран, включая Францию. Едва ли эта последняя группа будет реагировать положительно на первый шаг к быстрому распаду политического союза, который они до сих пор столь успешно доили. Более интересна северная группа, которая, скорее всего, будет занимать конструктивную позицию.

В преддверии греческого кризиса в Германии присутствовало сильное внутреннее политическое давление в направлении выхода из евро и уменьшения убытков. Однако, если Великобритания спутает все европейские карты своим выходом, Германия, возможно, будет открыта для ведения переговоров. И к Германии, вероятно, можно добавить Нидерланды, Финляндию, и похоже, Чешскую республику.

Тут уместно вспомнить комментарий г-на Соботки. Чешская республика производит машины и оборудование самого высокого качества, и некоторые немцы даже отдают первенство чешским инженерам. Опыт пребывания в ЕС был не очень успешным для республики. Правительству пришлось отказаться от планов присоединиться к евро из-за сильного сопротивления общественности. Политика прозрачных границ в рамках Шенгенского соглашения стран ЕС открыла страну для нежелательных беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана. Санкции Евросоюза против России ограничили торговлю с естественным рынком, обладающим большим долгосрочным потенциалом, чем у самого ЕС. А недавно её энергетическая безопасность была поставлена под угрозу, и не Россией, а Брюсселем.


Позиция Чешской республики схожа с позицией Германии в вопросах иммигрантов и антироссийских санкций. Германия понесла дополнительный урон, будучи вовлечена, посредством евро, в финансирование стран с высоким уровнем расходов. Желание определённых кругов отколоться от Еврозоны и сформировать отдельную зону с твёрдой валютой сохраняется, хотя об этом и не говорится в сегодняшних новостях. Германия столкнулась с политической дилеммой: она по-прежнему искупает две мировые войны прошлого века и не решается стать инициатором окончания европейского эксперимента.

Однако, в случае если Великобритания проголосует за выход, позиция Германии существенно изменится. Для неё будет весьма привлекательной возможность вновь выпускать собственную валюту и заключать собственные торговые соглашения. Несомненно, отделение от Италии, Испании, Франции и других будет сопровождаться необходимостью списания части или всех их огромных долгов, которыми владеет Германия. В противном случае, сохранение членство в Еврозоне и тем самым в ЕС, повлечёт за собой её банкротство, в третий раз за сто лет.

Это трудный выбор, но уровень опасений уже высок, о чём свидетельствует озабоченность членов G20. Так что членам группы плана Б в Уайтхолле будет что обсудить с коллегами в Берлине. По мере разработки плана выхода Великобритании из Евросоюза непрочность ЕС и Еврозоны будет становиться всё более очевидной всем участникам событий. Если выход Великобритании из ЕС состоится, авторы экстренного плана, вероятно, согласятся, что он знаменует начало конца европейского эксперимента и евро как жизнеспособной валюты. Относительная стабильность Германии, Чешской республики, Словакии, Австрии, Нидерландов, Финляндии, Польши и прибалтийских стран должна будет закрепляться в новых договорённостях, в соответствии с сегодняшними геополитическими реалиями. Логическое решение (если вариант идти на дно вместе с европейским кораблём этими странами не рассматривается) состоит в том, чтобы обсуждать новый торговый союз с Великобританией,  современную версию Ганзейского союза, основанного на торговле, а не на политике.

Это решение могло бы нарушить отношения в НАТО, потому что свободная торговля с Россией и Азией станет конечной целью. Великобритания уже показала, что торговля имеет приоритет над обороной, когда стала первым членом НАТО, поддержавшим Банк инфраструктурных инвестиций, организацию, в которой основной движущей силой являются Китай и Россия. Это был важный сигнал, потому что он ознаменовал сдвиг в отношениях Великобритании с Россией, компрометируя особые отношения Великобритании с Соединёнными Штатами. Так что Великобритания не только демонстрирует свои намерения извлечь выгоду из будущего развития в Азии, но она даже несколько отстраняется от давних договоров по обороне.

Поэтому, если британские избиратели проголосуют за выход Великобритании из ЕС, для Великобритании есть вполне приемлемый вариант за пределами Евросоюза. Ценой этого действия почти наверняка будет распад самого Евросоюза, и британское правительство к этому отнюдь не стремится. Трудно представить, как это переживут банки еврозоны. Вот почему Дэвид Кэмерон прилагает все усилия, чтобы избежать Брехсита, хотя сначала показал свою поддержку этой идеи. Ведь это в первую очередь он поставил правительство перед необходимостью референдума.

Еврократы в Брюсселе также осознают опасность. О панике в их рядах говорит то, что было отложено обсуждение незначительных вопросов правовых норм, чтобы это не расстроило британских избирателей. Например, об ограничении потребляемой мощности чайников и тостеров ((Daily Telegraph, 28.02.2016). Интересно также, не связано ли прекращение немецким банковским регулятором расследования трёх крупных сделок Дойче банка с потенциальным неблагоприятным влиянием огласки во время кампании перед референдумом. И Брюссель, и Дэвид Кэмерон отчаянно нуждаются в чём-то положительном и правдоподобном в пользу сохранения членства в ЕС, но им трудно найти что-то подходящее.

В заключение скажем, что министры финансов группы G20 имеют все основания для озабоченности по поводу выхода Великобритании из ЕС. Кампания по предотвращению такого исхода будет включать в себя интенсивные пропагандистские действия, которые до сих пор не развёртывались с позиции силы. Обычно успешные кампании референдумов посвящались убеждению электората в позитивной версии, а не в угрозах по поводу последствий голосования против существующего порядка. В этом случае, мы можем только надеяться, что план Б свёрстан и представляет жизнеспособную альтернативу неудавшемуся надгосударственному образованию.

аватар

Маклауд, Алесдер

Macleod, Alasdair

Британский финансовый аналитик и комментатор.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 8

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Kuper 24.03.2016 в 05:42
ЕС - совершенно недееспособный монстр. Чем скорее развалится, тем будет лучше для всех. Как можно было изначально объединять страны с совершенно разным уровнем экономического и социального развития? Открытые границы - вреда больше, чем пользы.
Pasha 24.03.2016 в 06:13
Зэки, готовясь к побегу, и понимая, что придется несколько недель без еды идти по безлюдной тайге с минимальными шансами выжить, брали с собой «кабанчика», заключенного, которого убивали и съедали в случае безвыходной ситуации. Для этого и объединяли в евро, чтобы "уколоть" этот допинг в "ягодицу" сдыхающему "спортсмену-фша"
Комментатор 26.03.2016 в 02:18
У меня очередной тост появился: "Так выпьем за Брексит и скорый развал монстра с названием ЕС". Гип-гип Ура!
Ратмир 26.03.2016 в 08:11
Ес - старый беззубый пес. Сытая жизнь закончилась, но общая дряхлость ума не позволяет предпринять решительных мер.
Антон 26.03.2016 в 10:43
Чем же это ЕС, своим существованием, мешает жителям России... Интересно, много ли людей вздохнут с облегчением, после того, как ЕС развалится.
Ратмир 26.03.2016 в 01:19
1. не ЕС мешает ЖИТЕЛЯМ России, а Россия своим существованием сильно досаждает ЕС. Уж вот кто ждет не дождется когда же у России проблемы то начнутся. Уж и санкции ввели, а проблем все нет. 2. ежели наше руководство будет мудрым, так может и сможет обратить проблемы соседа ко своей пользе.
Ратмир 26.03.2016 в 01:24
особенно такого нерадивого соседа
Вася Турболаес 06.06.2016 в 05:20
проголосуют против выхода их Евросоюза так что не нагоняйте тут волну